Коллекторы будут стучать в вашу дверь раньше
Банки всё чаще передают коллекторам в работу «молодые» долги. Если в 2012 году они передавали профессиональным взыскателям долги с просрочкой от 90 дней, в 2013 году ― от 60 дней, то в 2014 году ― уже от 45 дней.
Об этом «Известиям» рассказали в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Зачастую банки размещают такие портфели, чтобы сравнить эффективность взыскания собственных служб и коллекторов, отмечают в НАПКА.
Передача коллекторам портфелей с ранней просрочкой позволяет банкам увеличивать эффективность взыскания на 20%: если при передаче коллекторам портфелей 90+ она составляет 30%, то портфелей с просрочкой от 45 дней ― уже 50%.
По оценке начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, объем переданных коллекторам долгов составляет 9% розничного кредитного портфеля по состоянию на 1 сентября 2014 года (11 трлн рублей). И всё больше кредитов попадает к коллекторам без предварительной работы банковских служб по взысканию.
По словам старшего вице-президента Национальной службы взыскания Сергея Шпетера, объем просрочки, переданной банками коллекторам впервые (так называемое первое размещение, когда долг еще не был в работе профессиональных взыскателей), в 2013 году достиг 400 млрд рублей, а по итогам этого года составит 510 млрд рублей (рост 28%). Шпетер считает, что пока объем переданных банками на аутсорсинг долгов не вызывает опасений: «Красный свет можно зажигать при цифре в 15% от розничного кредитного портфеля».
Зампред СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин констатирует, что банки начали передавать в работу профессиональным взыскателям более «молодые» долги из-за ужесточения требований Центробанка к резервам. Кредитные организации, по словам Андрюшкина, стремятся избавиться от плохих долгов на балансе, чтобы не формировать под них повышенные резервы.
С 1 марта 2013 года Центробанк вдвое повысил минимальные резервы по необеспеченному розничному кредитованию. Так, требования к резервам по непросроченным потребительским кредитам увеличились с 1 до 2%. По кредитам с просрочкой до 30 дней — с 3 до 6%. По необеспеченным потребкредитам с просрочкой свыше 360 дней теперь формируется стопроцентный резерв, по более «молодым» ссудам (181–360 дней) — 75%. Резервы по ссудам с просрочкой от 31 до 90 дней составляют 20%, с просрочкой от 91 дня до 180 дней — 50%.
Гендиректор Агентства финансовой и правовой безопасности Павел Бородкин отмечает, что взыскание просрочки на ранних сроках в разы эффективнее, чем когда банк сначала пытается самостоятельно получить долг.
— Чем ниже срок просрочки, тем больше вероятность благоприятного исхода, — говорит Бородкин. — При просрочке 45 дней клиент должен оплатить единовременно 2 своих ежемесячных платежа, а при 90-дневной просрочке — уже 4.
По словам Шпетера, на ранних сроках выше контактность, а должник и кредитор имеют гораздо более широкий инструментарий для успешного урегулирования проблемы: количество пропущенных платежей невелико либо вовсе минимально, штрафы и пени также пока незначительны, банк готов «принять» должника обратно в качестве добросовестного клиента при условии всего лишь возврата в график платежей.
— Как правило, большая часть должников, за исключением сознательных неплательщиков, идет на сотрудничество, — отмечает Шпетер.
По словам гендиректора столичного агентства по возврату долгов «Столичное АВД» Дмитрия Мохначева, взыскание более «молодых» долгов имеет существенную специфику: «С одной стороны, мы имеем “свежие” контактные данные, заемщик помнит о задолженности и легко идет на контакт. С другой стороны, очень важно выбрать правильную стратегию обработки, сохранить лояльность заемщика к банку. Ведь зачастую ранняя просрочка означает не нежелание или невозможность платить — заемщик мог просто забыть об очередном платеже».
Впрочем, начальник управления регионального взыскания Бинбанка Николай Вялов указывает, что правило «чем меньше срок задолженности, тем эффективнее взыскание» работает при достаточном уровне контактности с должниками.
— С 2012-го по настоящее время сильно изменился профиль клиента — чаще меняют телефонные номера, больше обещают погасить просроченную задолженность и реже сдерживают данные обещания, — говорит Вялов. — Соответственно, необходима смена инструмента воздействия, проводится более ранняя передача должников в работу на следующий этап взыскания собственным службам или коллекторам.
Стоит отметить, что передача коллекторам «молодого» долга обходится банкам дешевле, чем в случае с «выдержанным».
— Стоимость долгов при продаже или агентская комиссия зависят в первую очередь от вероятности взыскания, — поясняет начальник управления верификации, андеррайтинга и сбора просроченной задолженности банка «Интеркоммерц» Сергей Кудабаев. — Вероятность определяется путем оценки портфеля через скоринговую модель. Чем она выше, тем выше цену за портфель может предложить коллектор, с другой стороны, чем меньше срок просрочки, тем большую цену при продаже хочет банк, тем ниже ставка комиссии при передаче на аутсорсинг.
Как рассказал «Известиям» гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин, коллекторы получают за взыскание долгов от 360 дней 40% от суммы задолженности, при просрочке 90–181 день — 30%, 60–90 дней — 25%, 45–60 дней — 17–20%. Ниже 45 дней — 15%. По словам Жданухина, самый дорогие долги — от 360 дней, поскольку эффективность взыскания по ним не превышает 3%.
Рост переданной коллекторам задолженности (1 трлн рублей) к концу года увеличится на 30% (то есть составит 1,3 трлн), прогнозируют участники рынка.
По словам Осадчего, этому будет способствовать рост розничной просрочки, обусловленный ростом закредитованности населения (на каждом десятом заемщике висит по пять кредитов), а также снижением доходов населения.
— С начала 2014 года наблюдается значительное ухудшение обслуживания должниками своих долгов, некоторые банки и коллекторы отмечают прекращение платежей по сегментам должников, ранее стабильно погашавших свою задолженность, — констатирует директор департамента портфельного управления Первого коллекторского бюро Николай Довгий.
Эксперт по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анастасия Личагина считает, что переуступленная просрочка в 2015 году продолжит «молодеть»: банки сейчас сконцентрированы на поддержании приемлемого уровня маржинальности бизнеса, в том числе за счет сокращения расходов на содержание собственного коллекшена и ранней передаче проблемных долгов на аутсорсинг.
Другие новости по теме:
Добавить комментарий