CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XXXII: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
МИХАИЛ МАКАРОВСКИЙ: ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ЖЕРТВА РЕВОЛЮЦИИ (Окончание главы)
Краткая биографическая справка
Григорий Моисеевич Крамаров родился в Азове в 1887 году, по образованию — бухгалтер. Он участвовал в первой русской революции 1905 года, с 1907 года был членом РСДРП. Сидел в тюрьме, шесть лет провел на каторге, был девять месяцев в ссылке, бежал и провел три с половиной года в Америке, в эмиграции.
Вернувшись в Азов, он провел там неполных три месяца. Его встречали в городе торжественно на пристани и с оркестром.
Михаил Макаровский уступил ему свое место председателя Азовского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Затем Крамаров уехал в Петроград. Революционная карьера Г.М. Крамарова — стремительна и одновременно типична для тех времен. Он работает на различных должностях в Наркомпроде, участвует в гражданской войне в составе 5-й армии. затем, живя в Москве, работает в Коминтерне, МОПРе.
Уезжает в Турцию, где является работником Торгпредства, трудится в Государственном историческом музее. В 1924 году — он председатель «Общества изучений межпланетных сообщений», в годы 60-е — член Всесоюзного комитета космонавтики Федерации авиационного спорта СССР и Авиационной секции Советского национального объединения истории, естествознания и техники Академии наук СССР.
Можно предположить, что в тридцатых годах Крамаров был репрессирован, но чудом остался жив: Сталин уничтожал старые кадры партии методично и последовательно.
Жизнь Г.М. Крамарова — еще один яркий штрих в истории наших земляков.
***
Но вернемся в год 1917-й...
В июне этого года газета «К делу» превращается в «Известия Азовского Совета рабочих и солдатских депутатов». Все восемь номеров газеты выходят без подписи редактора, но, по всей вероятноти, им остается М.А. Макаровский.
Политические трения, разногласия: соредактор Г.В. Быков — кадет. По всей вероятности, в Совете также возникают разногласия в оценке июльских событий 1917 года: проваливается наступление русской армии на юго-западном фронте, в Петрограде про- водится полумиллионная демонстрация под большевистскими лозунгами, в которых появляется требование о свержении Временного правительства.
Григорий Крамаров считает членов Временного правительства изменниками, в которых «может быть, надо стрелять раньше, чем в дезертиров с фронта».
У Михаила Макаровского другое мнение. Скорее всего поэтому и уезжает легендарный Крамаров из Азова...
Первое заседание обновленной городской Думы состоится 16 августа. В члены Управы в качестве гласного избран и Михаил Макаровский.
Сфера его деятельности как члена Управы — народное образование, больница, лечебница, богадельня, милиция, парк, освещение города, бульвар и сад. У Думы большие планы, которым не суждено сбыться. Она принимает предложение Михаила Ароновича об открытии в Азове пяти воскресных школ при начальных училищах.
Макаровский ратует за улучшение состава милиции и искоренение пьянства в городе. В Кирсановой балке (нынешний пер. Коллонтаевский, ближе к Дону), процветает самогоноварение на основе кишмиша...
Но уже 27 сентября Михаил Макаровский заявляет о выходе из гласных Думы и членов Управы. Пост гласного Думы в соответствии с постановлением за ним все-таки сохраняется.
Скорее всего одной из причин подобного решения стало плохое положение дел с продовольствием в городе. Например, некие Пархоменко и Пресняков пытались дискредитировать Советы, заявляя, что в них «полно евреев». В июле городские власти и общественные организации Азова даже были вынуждены обратиться к жителям посада. «...Темные силы призывают вас к погрому...Не верьте провокаторам... Евреи тут ни при чем...»
В сентябре разъяренные толпы азовчан, требуя понижения цен на муку и подсолнечное масло, производят погром продовольственной Управы. От толпы пострадал и Михаил Аронович.
Свое заявление он мотивирует так: «...ввиду того, что голодные люди рассуждать не умеют, я, не желая создавать излишних осложнений для своих товарищей, слагаю с себя звание члена городской Управы и гласного Думы».
Далее глубокой осенью 1917 года, зимой 1917-1918 гг., весной и летом 1918 года события идут в жутком вихре Октябрьского переворота, разгоревшейся гражданской войны, уголовщины, анархии и голода, где Дон и Приазовье оказываются в эпицентре страшных событий.
Для интеллигента Михаила Макаровского все эти события, конечно же, трагичны.
По всей вероятности, он занимается, или пытается заниматься своим любимым делом, видя в этом свой долг — просвещение народа.
Известно, что большевики, придя к власти, в начале 1918 года приглашали Макаровского войти в состав уже большевистского Совета, но он отказался.
Также известно, что в это время он вел переписку в поисках работы библиотекарем, намереваясь из Азова уехать.
В конце сентября 1918 года в Азов вошел белогвардейский карательный отряд под командованием есаула Казбулата Икаева, горца, известного своей жестокостью и получившего в народе прозвище «Вешатель».
Взяли двадцать пять человек в заложники, требуя у населения отдать сыновей на защиту Отечества, в белую гвардию.
27 сентября у городской Управы в центре Азова они устроили публичную казнь. Их было четверо: красноармеец Бондаренко, рабочий Кузьменко, молодой крестьянин из с. Кугей, член сельского Совета Трут, и Михаил Макаровский.
Их повесили на фонарных столбах. Веревка у Михаила Ароновича порвалась. Палачи повесили его второй раз.
Так оборвалась двадцатипятилетняя жизнь азовского интеллигента и просветителя, человека яркой судьбы Михаила Макаровского. Память о нем — не только в названии городской улицы, но и в детальных исторических исследованиях сотрудников Азовского музея, одним из основателей которого он, по сути, был...
Из газеты «Приазовский край», май 1917 года (автор — некий П.В.)
«Тех, кто не видел Азов долгое время, город поражает своей неряшливостью. Сор, клочки соломы и сена, все это валяется на лучших улицах города.
Конечно, пыль, конечно, грязь. В то же время, есть другая сторона, бьющая в глаза, более заметная — это острое проявление общественного интереса к событиям текущего момента. Заборы и столбы Азова заклеены воззваниями и приглашениями на собрания, митинги и пр.
Разнообразие партийных и национальных групп, разные организации культурно-просветительского характера, все это так необычно для старого Азова, в котором прежде после 2-х часов дня не найдешь, бывало, бодрого человека, и в окна магазинов заглядывают бродячие лошади.
Маленький сад полон жизни. Здесь партии и общественные организации устроили свои штаб-квартиры. В сад коммерческого клуба разрешен вход всем без исключения. В праздники можно бесплатно послушать музыку...»
Интересный факт
В 1917 году азовское общество «Народное просвещение» организовало в городе две выставки: «Выставка портретов жертв революции» и «Картины русских художников в репродукциях и гравюрах».
Цитата от М.А. Макаровского:
«Революция есть не только разрушение, она есть также созидание...»