А как отразятся санкции Запада на простых людей в России?
Сергей КОВОЛЕВ (МК) рассуждает: США и Евросоюз ввели жесткие санкции в отношении России. Пока они затрагивают лишь некоторые отрасли, компании и отдельных граждан. Но эксперты предсказывают, что через полгода-год их влияние на себе ощутят и простые россияне.
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг и директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев рассказали «Московскому комсомольцу» о том, к чему же готовиться жителям страны.
Прогноз: 37 — за доллар, 50- за евро
Санкции, безусловно, скажутся на курсе рубля, уверен Игорь Николаев. Он подчеркивает, что санкции — это в том числе и ограничение финансирования, выраженного в твердой валюте — долларе и евро. Секторальные санкции уже коснулись российских банков и промышленности. В результате предложение валюты может резко сократиться, а спрос на эту валюту возрастает. Так что роста курса доллара и евро, по мнению эксперта, не избежать.
«Конечно, власти попытаются удержать «деревянный» на плаву всеми правдами и неправдами. Но, по моим прогнозам, доллар скакнет до 37 рублей, а евро к концу года вырастет до 50 рублей».
Руслан Гринберг, в свою очередь, полагает: санкции резко обрушат курс рубля, если ЕС откажется от российского газа и нефти, что маловероятно. По его словам, запрет поставок высокотехнологичных узлов и деталей для «нефтянки» в краткосрочной перспективе, полгода-год, на курс рубля точно не повлияет. Кроме того, эксперт сомневается, что Запад коренным образом ограничит наши финансовые операции за рубежом: начнет арестовывать банковские активы, включая ЦБ, введет сплошные ограничения по проводкам.
«Это уже будет неприкрытой войной, — говорит Руслан Гринберг. — В Европе и США знают, что симметричные российские санкции тоже больно ударят по ним. Отказ же в кредитовании или в перекредитовании по уже полученным ссудам наших корпораций и банков, конечно, неприятен для самих компаний, но не смертелен для рубля».
Директор Института экономики РАН напоминает, что у России имеются огромные валютные резервы — около $500 млрд. Этого хватит и на поддержку банковского сектора и для того, чтобы отбивать спекулятивные атаки на рубль».
Игорь Николаев предупреждает: санкции, несомненно, будут стимулировать рост цен. Однако ЦБ сделает все от него возможное, чтобы удержать инфляцию. По прогнозам специалиста, в этом году рост цен составит 8–9%».
Руслан Гринберг в этом вопросе настроен скептически: несмотря на все усилия ЦБ, говорит он, к 2015 году инфляция будет существенно выше официально заявленной в 6% и легко может достичь 10%. Однако здесь очень важно дальнейшее развитие и политической ситуации, и экономической. Надеюсь, введенные санкции будут действовать недолго, и через несколько месяцев мы вернемся к вопросу по их отмене.
Санкции съедят до 20% доходов
На вопрос, что будет с пенсиями и зарплатами бюджетников, Игорь Николаев отвечает: обязательства будут выполняться, но не понятно, какой ценой. Он не исключает, что произойдет сокращение намеченных темпов индексации заработных плат бюджетникам и пенсий. В целом сейчас жизнь населения будет подстраиваться под 2018 год, до которого, по известным причинам, правительство постарается держаться во что бы то ни стало, говорит Николаев.
Руслан Гринберг соглашается с прогнозом, который дал экс-министр финансов Алексей Кудрин: западные санкции съедят у россиян до 20% их реальных доходов.
По его мнению, государство просто не сможет компенсировать инфляцию и рост цен.
Руслан Гринберг продолжает, что еще одним следствием санкций станет подорожание потребительских кредитов. «Здесь целый клубок разных причин: ключевая ставка ЦБ, которая в последние месяцы неоднократно повышалась, падение потребительского спроса, снижение объемов выдаваемых кредитов, повышение рисков невозврата. Задолженность россиян перед банками составляет около 10 трлн рублей, а просрочка растет стремительными темпами».
Игорь Николаев, в свою очередь, напоминает, что потребительские кредиты в России и так достаточно дорогие, причем их цена зависит в том числе и от заимствования денег на Западе, которых сейчас будет гораздо меньше. Поэтому, чтобы хоть как-то восполнить потерю капиталов, банки будут увеличивать стоимость кредитов. Внесет свою лепту и растущая инфляция, что скажется на потребительском кредитовании.
Однако он полагает, что сильного роста не будет. Дело в том, что сейчас и так потребность в кредитах снижается. Так, в июне рост розничной торговли составил всего лишь 0,7%. Это самый низкий показатель за последние месяцы. Сейчас населению уже незачем брать кредиты, россияне уже и так их набрали, что называется, «выше крыши». Доходы граждан сокращаются. Доказательством тому являются продажи автомобилей, которые в июле упали на 17,3% по сравнению с июнем 2013 года».
Аналогичная ситуация с кредитованием, по мнению Игоря Николаева, будет складываться и в секторе малого и среднего бизнеса. «Скажется то, что кредиты для малого бизнеса также зависят от привлечения западных средств. Так, например, кредиты малому бизнесу предоставлял Европейский банк реконструкции и развития. Теперь же, начиная с 2015 года, он больше не будет кредитовать новые российские проекты», — цитируют директор Института стратегического анализа ФБК «Московский комсомолец».
Другие новости по теме:
Добавить комментарий