Новая Азовская Газета.ru / Общество / Азов+: проза и поэзия / Николай Васильев - эпоха в истории Азова

Николай Васильев - эпоха в истории Азова

Николай Васильев - эпоха в истории АзоваНиколай Васильев - эпоха в истории Азова
Если создать невидимую шкалу уникальности человеческой личности и его судьбы, то Николай Георгиевич Васильев будет занимать в ней одно из самых высоких мест. Его недаром называют патриархом не только Азовского оптико-механического завода, но и Азова в целом. Его имя носит одна из азовских улиц. На фото из архивов "НАГ.RU" - мэр Азова Сергей Бездольный, Николай Васильев, и экс-мэр Агланджи (Кипр) Адреас Петру. 

Николай Васильев был директором АОМЗ огромный период, который вместил в себя становление предприятия, подъем его на неизмеримую для такого маленького города, как Азов, высоту.По сути, Николай Георгиевич — легенда Азова XX века. У людей его времени — особая закваска. Это они обеспечили нашу армию во времена второй мировой войны всем необходимым, недосыпая и недоедая. Это они, истинные командиры производства,создавали и развивали промышленность СССР — великую индустрию великого времени.Совершеннейшие приборы, выпускаемые заводом в шестидесятые-восьмидесятые годы, широко известны в СССР, России, далеко за их пределами. Город строился и рос во многом благодаря личному участию в его судьбе Николая Васильева. Он сделал дляАзова столь много, что об этом пора бы написать серьезную и большую книгу. Этот раздел — наша скромная дань его энтузиазму, творчеству, работе и жизни, что для Николая Георгиевича всегда было одно и то же...
***
Н.Г. Васильев родился 15 февраля 1914 года в с. Ковали Стодолищенского района Смоленской области. В 1940 году окончил Днепропетровский горный институт по специальности инженер-электромеханик. В 1956 году — Академию оборонной про-мышленности СССР.С 1931 по 1934 гг. работал на Днепропетровском заводе им. Петровского хронометражистом. С 1941 по 1953 год — на Орском заводе № 322 Оренбургской области (прошел трудовой путь от начальника электроподстанции до главного энергетика). С 1956по 1987 год — директор Азовского оптико-механического завода.Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, лауреат Государственной премии СССР. Почетный гражданин г. Азова. Ушел из жизни 24 июля 2013 года.
***
Он родился в семье сельских учителей, истинных подвижников — Георгия Лавровича и Веры Ивановны. Отец умер рано — Коле тогда было два с половиной года. Смоленщина, первая мировая война... У матери трое детей. Коля пас скот, ходил в ночное. Когда мать скончалась в возрасте пятидесяти трех лет, наставниками Николая стали сестра и брат — Валентина и Сергей. Во многом благодаря им он пришел в сельскую школу грамотным, завершив среднее образование в Днепропетровске, на рабфаке.
Трудные и счастливые институтские годы, женитьба, война. Эвакуировались в Орск на оборонный завод. Там производили снаряды калибром 152 миллиметра. Каждые сутки — десятки вагонов продукции на фронт. Мы знаем, как трудился тогда тыл: высочайшее напряжение сил, полнейшая самоотдача, скудные пайки. Все это испытала на себе семья Васильевых...
Как раз в год смерти Сталина, в 1953 году, главного энергетика завода отправили в Москву, в Академию оборонной промышленности. Мог остаться Васильев тогда в Москве — карьера вырисовывалась хорошая. Но поехал на Дон. Старший брат строил здесь Несветайскую и Новочеркасскую теплоэлектростанции. Так Николай Георгиевич оказался в Азове — директором маленького оборонного предприятия за номером 318, позднеепревратившегося в Азовский оптико-механический завод. До этого здесь смениласьуйма директоров. По сути предстояло новое рождение завода. Или его смерть.
Завод, разместившийся в основном в жилых бараках, выпускал на трофейном и малопригодном оборудовании простые детали к сельхозмашинам, а затем противотанковые гранаты. Довольно подробно об этом написано в предыду-щей главе: становление завода, что жизнь человека. И то и это чревато неожиданными поворотами и изгибами судьбы, зависит от жесткости и характера, воли и профессионализма... Здесь о личности Николая Георгиевича, о его роли в судьбезавода и Азова...
Известно, что история основания и развития Азовского оптико-механического завода, в общем-то, нетипична для предприятий в СССР, которые, как известно, строились в соответствии с Генеральным планом. В 1956 году, когда Н.Г. Васильев приехал в Азов, здесь уже было установлено 340 единиц оборудования, работало почти полторы тысячи человек, да и ежегодный рост производства доходил до тридцати процентов. Но отсутствовали необходимые площади, не было универсального оборудования, чтобы осваивать новые изделия. Да и Азов послевоенный не очень-то походил на город.
Николай Васильевич вспоминал:— Когда на машине возвращался с очередного совещания в Ростове-на-Дону, измучившись, бывало, засыпал между Ростовом и Азовом. Но меня всегда будила тряска при въезде в город: улица Московская тогда сплошь была булыжной. Затрясло— значит дома!До 1960 года успели построить два новых заводских корпуса, Эпоха бурного строительства АОМЗ в стадии завершения находился третий. Но, как известно, политическое руководство страны резко поменяло свои ориентиры в развитии обороны. Кумулятивные мины, которые делались на предприятии, показались ненужными армии. Ставку стали делать на ракеты.
Тут впору бы впасть в отчаяние. Например, было предложение передать начинающее становиться на ноги предприятие соседнему — заводу кузнечно-прессовых автоматов и использовать его для производства метизов.
Сейчас рассказы о том, как руководство завода во главе с Николаем Васильевы «пробило» через Госплан Союза заказ на тепловую головку самонаведения ракет системы «воздух воздух», — уже легенда. Можно только представить, сколько сил и энергии понадобилось лично Николаю Георгиевичу, чтобы привлечь в Азов классных специалистов, создать на заводе принципиально новые службы, отделы и подразделения. Николай Егоров в своей книге «Весна патриарха» из серии «Директора России», рассказывающей о Николае Георгиевиче, пишет о тех годах: «Два года напряженного труда, бессонных ночей — и задача была решена. И деньги выгодно вложили, и людей обеспечили работой и всем тем, что охватывается словом «социалка». А начиналось с того, что инициатива подкреплялась такой гарантией, как уверенность в Васильеве. Госплан и Совнархоз, руководимые людьми, которые на себе испытали все прелести директорства на крупном предприятии, раскошеливались «под Васильева». Под его слово и рукопожатие. Звучит неуклюже, а говорит о многом...»
Завод совершил колоссальный скачок в своем развитии, утвердившись в дальнейшем и как производитель заказов космической отрасли. А для Азова рост такого наукоемкогои мощного предприятия позволил стать городом в современном понимании - многоэтажками, детскими садами и школами, зелеными аллеями. Тридцать один год — у руля градообразующего предприятия Азова! Такой судьбе можно только позавидовать. Николай Георгиевич и сейчас — ценный советник и консультант, человек, который не отошел от дел, и активно участвует в городской и заводской жизни. Он вписан золотыми страницами в историю Азова XX века.
Из воспоминаний Николая Васильева:
— Произошло чрезвычайное происшествие — на орбите не состыковался космический корабль. Была срочно организована правительственная комиссия для выяснения причин аварии. Понятно, что АОМЗ вполне могли обвинить в случившемся. Из Азова в Москву срочно доставили стыковочный узел: тот, «космический», сгорел в атмосфере и на Землю не вернулся. Заводчане ждали самого худшего... Необходимо отдать должное преемнику Сергея Королева — Василию Мишину. Он, тщательно исследовав причины, заявил накомиссии ЦК КПСС: — К Азову претензий нет. Вина наша...
Из книги Владимира Сыромятникова, ведущего специалиста отечественной космонавтики, лауреата Ленинской премии, заслуженного деятеля науки и техники России, действительного члена Международной академии астронавтики, профессора, доктора технических наук «100 рассказов о стыковке и других приключениях в космосе и на Земле»:
«...В июле 1963 года произошло событие, которое сыграло большую роль в нашей профессиональной жизни, и не только в ней.На долгие годы оно определило расстановку сил, «географию» стыковочных механизмов. Наша небольшая «разведгруппа» во главе с Калашниковым выехала в город Азов Ростовской области...Азовский завод нам понравился, его возглавлял находившийся на подъеме Н.Г. Васильев, который вскоре стал энтузиастом космической техники, в первую очередь — техники стыковки. В большой мере благодаря его руководству, поддержке и настойчивости удалось создать хорошую базу для изготовления и испытания стыковочных механизмов иобеспечить выполнение многих космических программ. На АОМЗ наряду с сильными производственниками, среди которых должен отметить еще одного энтузиаста — А.М.Белова, работали талантливые конструкторы. Они тоже внесли огромный вклад в освоение стыковочного механизма, а О.И. Федоряк стал нашим «главным конструкторомюжного филиала», заслуга его и его товарищей действительно велика».
«В Азове, небольшом южном городе, куда мы попали в самый сезон, магазины и базары ломились от изобилия овощей и фруктов, мяса и рыбы, молока и меда. Но картина цветущего края резко изменилась, буквально у нас на глазах. Даже зная историю советской деревни, я до конца не могу понять, как можно было так быстро дойти до такого разорения. Уже осенью следующего года в центральном ресторане города подавали только два блюда: поросенок холодный и поросенок горячий. Не могу забыть и огромныйплакат у въезда в станицу Кулешовка, что рядом с Азовом. Аршинными буквами на нем было выведено: «ХОЧЕШЬ ХОРОШО ПИТАТЬСЯ — ИМЕЙ КОРОВУ». Это было уже вконце 60-х, спустя несколько лет после кремлевского указа отнять всех частных коров. И хотя Хрущев был далеко не дурак, в те годы родился анекдот: «Кто опаснее дурака?»— «Дурак с инициативой».
«Наступил новый, 1966 год, впереди открывался решающий этап. В начале января, еще не зная, что нас ждет впереди, мы снова отправились в Азов на испытание первого летного механизма. Это был тяжелый период работы над многими системами корабля «Союз», а судьба жестоко обошлась с нашим лидером, с нашим Королем.
***
Исторический факт
Когда Н.Г. Васильев, пытаясь дать АОМЗ дальнейший толчок к развитию, вышел на Госплан СССР, ему предложили заниматься космосом. Ему назначил встречу знаменитый сейчас, а тогда «засекреченный» Сергей Королев. Волновались. Приехали немного раньше. Тогда Сергей Королев предложил азовчанам первую работу из области бурно развивающейся космонавтики. — Разберетесь? — поинтересовался он, дав соответствующие чертежи. И куда-то удалился. Когда он вернулся, Н.Г. Васильев и заместитель главного инженера завода А.М. Белов доложили Королеву, что с чертежами разобрались, и завод готов делать изделие. Тут же была дана команда к отправке чертежей в Азов.
Факт
Сергей Павлович Королев, «отец» отечественной космонавтики, при распаде системы совнархозов, обещал взять АОМЗ под крыло своей системы, полностью работающей на него. Память у него, по словам Н.Г. Васильева, была «сумасшедшая», и онобязательно бы выполнил свое обещание. Увы, в 1966 году он ушел из жизни...
«Я хорошо запомнил это хмурое субботнее утро. Мы находились на сборочно-испытательном участке цеха № 4А. Зазвонил телефон, позвали Вильницкого: кто-то из заводоуправления сообщил страшную весть — умер Королев... Вильницкий улетел вМоскву на похороны. Мы вместе с первым летным стыковочным механизмом вернулись в Подлипки только в феврале. Целый месяц пришлось провести «на матрацах». За свою инженерную карьеру мне несколько раз пришлось пережить такие периоды. Почти как во время войны, для самых важных рабочих и инженеров рядом с производственным помещением, в соседней комнате на полу расстилали матрацы, на которых можно былопоспать, наскоро выпив стакан чаю и закусив бутербродом. Это позволяло экономить время и организовать круглосуточную работу. Впервые мне пришлось испытать такой режим в Азове, в начале 1966 года».
«Космический патриотизм директора Азовского ОМЗ Васильева сохранил нам верного смежника. Когда Николай Георгиевич уже не работал, его ученики и последователи продолжали его дело под руководством Александра Ивановича Накашидзе, украинца с грузинской фамилией. Ежегодно более десятка стыковочных механизмов для «Союза» и «Прогресса» изготавливал завод, пока суперновая экономика не добила эту корпорацию».
«В конце 1969 года, когда подготовка к принятию решения о будущей станции «Салют» приблизилась к решающей фазе, два министерства... организовали выездную сессиюв Азове.Нашу команду усилили космонавтом Павлом Поповичем... Во время поездки все было сделано незамедлительно, начиная с приема делегации. Появление космонавтовпочти магически действовало на людей, особенно в провинции. Как многие другие космонавты, Попович умел говорить и привлекать внимание к себе и, как следствие,к космической технике. В Азове он рассказывал, как, пролетая над ростовской землей, посылал приветствия трудящимся плодородного южного края. На следующий деньпосле митинга, на котором нашего героя чуть не помяли, нам показали объяснительную записку, написанную, похоже, всерьез одной молодой работницей по требованиюорганов, отвечавших за порядок. Девушка докладывала, что она действительно дотронулась два раза до настоящего космонавта, в чем нисколько не раскаивается и готованести ответственность по всей строгости закона».
***Николай Васильевич ушел из жизни 24 июля 2013 года. Тринадцатого февраля 2014 года в Азовском ГДК пройдет торжественное мероприятие, посвященное столетию со дня его рождения.
Добавить комментарий
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив