Сегодня - 100 лет со дня рождения Тура Хейердала
6 октября — 100 лет со дня рождения Тура Хейердала. В детстве он дважды чуть не утонул и боялся воды, а в зрелом возрасте пересёк океан сначала на «связке брёвен» в виде плота, затем на самодельной папирусной лодке.
Книги Тура Хейердала переведены на шестьдесят с лишним языков, он обладатель «Оскара» и звания «самый известный норвежец ХХ века».
Наука выживания
«У Тура был особый дар: он мог обаять любого — от короля и президента до жителей острова Пасхи, которые открыли ему тайну происхождения на острове исполинских каменных изваяний,» — вспоминает в разговоре с «АиФ» Ксения Сенкевич, вдова путешественника и телеведущего Юрия Сенкевича, который принимал участие в трёх экспедициях Хейердала. — Тур был старше мужа почти на четверть века и шутил: «Не могу решить, кто для меня Юрий: младший брат или старший сын?»
Впервые я встретилась с Хейердалом и его супругой Ивонн в Италии в 1969 г. Ивонн была ангелом-хранителем для участников экспедиций Тура: она занималась экипировкой команды, собирала провиант, не забывая про леденцы: «Это будут ваши маленькие радости в океане».
Папирусную лодку «Ра-II», на которой команда успешно пересекла океан, для Тура строили боливийские индейцы племени аймара с озера Титикака — к этому племени принадлежит нынешний президент Боливии Эво Моралес. Тур собрал в экспедиции людей разных национальностей: русского, японца, марокканца, итальянца, египтянина, американца. Каждый выполнял свою задачу: Юра в силу профессии был судовым врачом. Удивительно, но Тур никогда не повышал голос.
Юра рассказывал, что однажды у членов экипажа сдали нервы: начали ругаться из-за ерунды — чуть до кулаков не дошло. И лишь Тур упорно молчал. Глядя на него, замолчали остальные. А поняв, что ссорятся из-за чепухи… захохотали. В честь примирения открыли припасённое шампанское. Тур был убеждён, что люди разных политических взглядов, национальностей и вероисповедания, объединённые общей целью, всегда договорятся. А тот факт, что «Ра-II», построенная по типу древнеегипетских судов, смогла преодолеть Атлантический океан, подтверждал его теорию, что задолго до Колумба люди на плетёных судах мигрировали с одного континента на другой без карт и компаса, повинуясь ветрам и течениям.
В первую очередь Тур был учёным: археологом, этнологом, антропологом. Взгляните (Ксения Николаевна показывает на книжный шкаф) — здесь десятки работ Хейердала на разных языках. Первая книга «В поисках рая» вышла в 1939 г. — о том, как с первой женой Лив он, выпускник университета, отправился в свадебное путешествие. Пара жила на полинезийском острове Фату-Хива на дереве, устроив там шалаш. Питались кокосами и выловленной в океане рыбой. Тур тогда отметил, что многое в мифах и культуре полинезийцев имеет сходство с южноамериканскими индейцами, хотя эти народы разделяют тысячи километров. Значит, в древние времена на плотах и лодках они могли их преодолеть? Проверить догадку помешала Вторая мировая война, во время которой Хейердал вступил в армию союзников, прошёл обучение в диверсионной радиошколе.
Задуманное путешествие он осуществил в 1947 г., пройдя на плоту из бальзового дерева «Кон-Тики» тысячи километров по Тихому океану. Книга об этом путешествии разошлась миллионными тиражами, а снятый в экспедиции фильм получил «Оскара». К этому времени в его семейной жизни наметилась трещина: в 1949 г. Хейердал и Лив разошлись. Лив вскоре вышла замуж за одного из Рокфеллеров, но через год умерла.
Премия в рублях
Тур с радостью принимал членов команды в своём итальянском доме на Лигурийском побережье. У них с Ивонн росли три очаровательные девочки. До свадьбы Ивонн была секретарём Тура, став женой, продолжала вести огромный объём работы: печатала рукописи, составляла архив, вела огромную переписку. Таких женщин, как Ивонн, в старину называли «подруга духа».
Чтобы иметь средства на экспедиции, Тур непрестанно работал: писал книги, снимал фильмы. Однажды документальный фильм Тура получил главный приз на одном из советских кинофестивалей, и ему полагалась денежная премия. Однако тогда было нельзя ни обменять деньги, ни вывезти их из страны. «Веди нас в ресторан», — предложил Юра. И Тур заказал на все деньги чёрную икру и шампанское. Помню, когда нашей компании два официанта торжественно принесли поднос с горой икры, весь ресторан в изумлении замолчал.
Жизнь Тура состояла из постоянных разъездов. За год он мог совершить до 200 перелётов. В Россию Тур последний раз приезжал в 2001 г.
Он начал раскопки в Азове: хотел проверить скандинавскую сагу ХV в., согласно которой викинги — это выходцы из Причерноморья. Проект прервала болезнь: дома Хейердал неожиданно потерял сознание, его отвезли в больницу, где после обследования прозвучал страшный диагноз. Туру предложили лечение, но он отказался, предпочтя провести последние дни дома.
К нему съехались все дети и близкие родственники. И услышали: «Всё хорошо». В этот момент Юра лежал в Москве в больнице. И Тур ему позвонил. Я была рядом, слышала его слова: «Юра, говорят, у тебя инфаркт. Держись. Как я? Немного приболел». И дальше весь разговор о работе. Но было ясно: он позвонил попрощаться. Отпевали Тура в Осло в присутствии короля. А упокоился он в Италии, в своём имении на том месте, которое выбрал сам.
Он был последним великим гуманистом ХХ в. и первым, кто выступил против загрязнения океана. С трибуны ООН Хейердал рассказал, что порой членам команды «Ра-II» было противно чистить зубы — так много за бортом плавало мусора. «Ядохимикаты и всякие отбросы мы сплавляем в океан, как нерадивая хозяйка заметает мусор под ковёр», — это его слова.
И сегодня нам остро не хватает Тура Хейердала, который не уставал повторять: «Мы все в одной лодке».
Другие новости по теме:
Добавить комментарий