CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XXV: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
АЗОВ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ПРЕДЧУВСТВИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (Продолжение главы)
Местная газета “Приазовский край” писала о развлечениях жителей посада в те времена: «...беднота дерется на «кулачках» и стремится в кабаки и веселые дома, средние слои посещают гостиницы и бильярдные, купцы идут в местный коммерческий клуб забавляться игрой в карты, нередко азартной, запрещенной».
Там же описан местный обычай боев на «кулачках»: «...Бой обыкновенно начинался с послеобеденного времени, часов с трех. Сначала в нем принимают участие только подростки, ...так называемые «зачинщики», затем к ним присоединяются более взрослые и, наконец, дело доходит до бородатых отцов семейства... Результаты известны — выбитые зубы, раскровавленные лица, изорванное платье... Последний в году бой, самый грандиозный, бывает в декабре».
Интересно, что эти несколько видоизмененные дикии традиции жили в Азове вплоть до конца семидесятых годов века XX. Старожилы вспоминают так называемое «Крестовое сражение» на территории старого кладбища, за зданием современного городского Дворца культуры, в середине шестидесятых годов.
Разъяренные азовчане второй половины XX века дрались вырванными из могил крестами. Вплоть до 1980-го года молодому жителю Нового поселения было весьма проблематичным проводить свою девушку на Молокановку, его обязательно бы избили или, в лучшем случае, потребовали с них «магарыч».
Молодежь делила город на районы: Молокановка, Казино, Береговая, Новое поселение. Особый клан составляли «индусятники» — студенты Азовского индустриально-педагогического техникума. Районы время от времени брали друг над другом верх, и в каждом был свой «король» — уважаемый и почитаемый среди юношей сверстник... Но мы несколько отвлеклись.
В начале прошлого века в Азове, как и вообще в России, существовало четкое классовое деление. Содержатель буфета в городском саду Соболев ходатайствовал перед городской Управой о взимании платы в пять копеек за вход в сад. Управа пошла ему навстречу: «...Интеллигенция должна гулять в саду, а чернь, низший класс пусть прохлаждается в Петровском сквере». Подобное разделение, по мнению членов Управы, было необходимо «во избежание деморализации общества, которую всюду несет в себе низший класс населения».
Факт
В начале XX века в Азове существовал публичный дом Олимпиады Ломоваровой (он, по всей вероятности, был не один, потому что местная пресса той эпохи упоминает о «веселых домах»). Дом терпимости располагался в районе современного дома быта «Юбилейный». Основные клиенты — моряки с приходящих в посад судов.
А обслуживали их зачастую и замужние азовчанки, чьи мужья уезжали из Азова на заработки в иные места. Местное общественное мнение в этом отношении было довольно терпимым. Чтобы соблюсти приличия, женщине, после ночной «работы» с клиентами публичного дома, необходимо было вернуться домой до наступления рассвета, до первых петухов...
Из азовской статистики 1917 года
В Азове домашним хозяйством занимаются 4 435 человек, чернорабочих (включая портовых грузчиков) — 848, ремесленников — 761, из них кузнецов — 50, плотников — 73, слесарей — 58, столяров — 23, портных — 268, сапожников — 203, бондарей — 19, штукатуров и маляров — 18, печников — 13, шапошников — 7, пекарей — 22, кровельщиков — 5. Торговцев в посаде — 343, рыболовов — 208, судоходцев — 166, извозчиков — 231, хлебопашцев — 101, учителей — 102, врачей — 6, фельдшеров —9, парикмахеров — 1.
О расценках за труд
В 1907 году портовые рабочие в Азове получали за погрузку 1 000 четвертей зерна — 50 рублей, а драгили (тяжелые извозчики) — 10 копеек. Четверть равнялась 2,09991 гл.
(Окончание главы – в следующую субботу)