CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XI: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
«Азов турецкий: 1475-1637 годы. Дипломатия и торговля (III)» Окончание. Начало в «Азов турецкий: 1475-1637 годы. Дипломатия и торговля (I и II)»
Улаживания бесконечных конфликтов между турецким Азовом и казаками — главная тема переговоров между турками и русскими в конце шестнадцатого и начале семнадцатого веков. Русские заявляют свои претензии в отношении набегов азовцев на русские земли, в ответ азовцы жалуются на казаков.
Интересная ситуация: Азов, находясь вдали от Стамбула, по сути ведет свою местную политику. Казаки, находясь вдали от Москвы, занимаются примерно тем же. 1594, 1614, 1615, 1618, 1619, 1622 годы — времена, когда азовцы ходят на русские окраинные земли, захватывая рабов. В это же время казаки не дают им покоя. Например, в 1593 году они даже ворвались в крепость, и только при помощи ногайцев туркам удалось стабилизировать ситуацию и спастись.
В 1625 году казаки берут приступом башню у протока Каланчи, а в 1626 году вместе с запорожцами вновь чуть на захватывают крепость. Турки бессильны, их силы истощены, денежный приток от торговли иссякает. Турецкий султан вынужден прибегнуть к кадровым перестановкам. Он снимает азовского Умер-бая за набеги на русские земли и назначает в Азов Мустафу-пашу. Но набеги на Россию не прекращаются. Ситуация практически выходит из-под контроля. Сам Мустафа-паша жалуется русским послам: «В Азове де живут воры такие же, что и донские казаки, и унять их некому».
Слабеет турецкий Азов. Растут силы казаков. В 1634 году казаки дважды ходят на приступ к Азову. В это время под давлением калмыков с Дону в сторону Крыма уходит Малая Ногайская Орда, что «каменна стена была крымскому юрту и Азову»: у турок нет союзников и помощников.
Вид порта Азова в XVI веке
Казаки рассуждают: «...Если бы государь велел нам Озов взять, крестьянские де бы крови и порабощения унялось, и Крым де был весь под государевой рукой, а ногаи де были с нами в миру, а хотя бы де людей к нам призовите украинных городов тысячи в две для славы, и де Озов взяли давно».
Государь не дает такого приказа. Но присылает казакам весной 1637 года жалование и боеприпасы. Не является ли подобный акт своеобразной провокацией, невысказанным кивком государя в сторону Азова, — мол, рискните! А я тут не при чем...
И казаки рискнули, захватив в 1637 году турецкую твердыню Азов. Осада длилась восемь недель. Казаками руководил атаман Михаил Татаринов. Под его руководством находилось более четырех тысяч казаков и около тысячи запорожцев.
18 июня 1637 года в 4 часа (редкая для той эпохи точность!) подкоп под стеной верхнего города, вырытый казаками под командованием Ивана Ардова, был взорван и казаки ворвались в крепость.
Турки, засевшие в четырех башнях по 40-50 человек в каждой, еще отчаянно сопротивлялись в течение пары недель...
После взятия Азова казаки неделю вывозили тела погибших, чтобы похоронить их достойно...
Интересный факт
Даже самозванец Лжедмитрий I, предположительно Юрий Богданович Отрепьев, находившийся у власти около года и убитый впоследствии боярами-заговорщиками, понимая значение Азова для Руси, планировал его захват, для чего сколотил в 1605 году экспедиционный корпус...
Из грамоты Ивана III турецому султану
«В нынешнем году в Азове паша велел им (русским купцам. — Авт.) ров копать и камень возить на городское строение, также в Азове и Каффе, оценив, их товары возьмут, а потом отдадут только половину цены. Если между нашими гостями (так называли купцов. — Авт.) живущими по пяти, шести человек вместе, при одном хозяйстве (котле), один разболится, то еще при жизни его отсылают от него всех товарищей, товар их печатают, и когда больной умрет, этот товар у всех у них берут, называя его товаром одного умершего человека; если же больной выздоровеет, отдают только половину товара. Разболится русский купец и станет товар отдавать брату или племяннику, или с товарищем станет отсылать его к жене и к детям, то у него еще живого товар отнимают и товарищей к нему не пускают».
Из истории
Азов был захвачен казаками в период правления султана Мурата IV. Казаки, в частности, убили в 1637 году его посла Фому Кантакузина, который, будучи греком, принял в свое время мусульманство.
(Следующая глава – в следующую субботу)