Новая Азовская Газета.ru / Новости / Азов / СУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-IX: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"

СУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-IX: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"

Азов турецкий: 1475-1637 годы. Дипломатия и торговля (I)

 

 Июнь 1475 года обозначил для Азова новый поворот в его истории. Азов стал турецким. Флот и войско, направленные султаном Мехмедом II (а командовал войсками Гедик Ахмед-паша), окружили Тану и вскоре стали хозяевами положения. Азов по-прежнему называли Азаком, сохранив старое название.

 

Османская Порта чрезвычайно серьезно относилась к своему новому приобретению. Не надо быть большим геополитиком, чтобы понять: Азов превратился в северные ворота Турции. Все земли вокруг Азова, да и всего Азовского моря, находились во владениях крымского хана-вассала Турции, полностью от него зависящего, но сам Азак стал составной частью Османской империи.

 

Азак в административном и военном значении превратился в центр так называемого Азакского санджака, во главе которого стоял санджакбей, непосредственно подчинявшийся только султану. Это была довольно лакомая должность: далеко от Стамбула и у денежного мешка...

 

Значительная часть доходов от торговли скапливалась в руках у санджакбея и его окружения. Первое сообщение о торговых операциях уже турецкого Азака датируется 1487 годом, что отнюдь не означает, будто турки ждали 12 лет удобного момента. Просто историки привыкли оперировать реальными сохранившимися документами...

 

Что значил для Турции Азов (Азак)? Полный контроль над международной торговлей в дельте Дона, в Азовском море и с выходом на Иран... Отсюда можно было завоевывать другие, в том числе и русские земли, одновременно контролируя вассальный Крым. Из Азака, и это немаловажно, открывалась миссионерская дорога на Север: мусульмане всегда заботились о духовном проникновении в иные пределы.

 

В руки турок попала сложившаяся веками торговая инфраструктура, и поэтому, владея морскими путями в Черном и Азовском морях, а также контролируя караванные пути в Малой Азии, турки почти безболезненно вернули Азаку былую славу центра международной торговли.

Турецкая галера XV века

 

Также в распоряжении турок оказалась значительная часть фортификационных сооружений итальянцев. Не мудрствуя лукаво, турки обозначили бывшие замки итальянцев как Дженевиз-кале (генуэзская Тана) и Венедик-кале (венецианская Тана). Западнее замков быстро расстроился так называемый Топрак-кале (глиняный город). Впоследствии Дженевиз-кале стали именовать Орта хисаром — «крепостью, расположенной посередине», а Венедик-кале — Френк-хисаром — «крепостью итальянцев». От итальянцев сохранилось многое: каменные стены, главная надвратная «львиная башня», обращенная к Дону. Почему «львиная»? Дело в том, что еще долго на высоте почти восьми метров в башне сохранялась мраморная плита с гербом в виде крылатого льва. Сохранились также Островерхая, Кровавая и Караульная башни.

Гостьевую христианскую церковь переделали в мечеть, пристроив к ней минарет, и над Азаком «запричитали» муэдзины. Крепостные постройки постоянно совершенствовались...

 

Насколько серьезно турки подошли к предмету своего давнего вожделения, можно судить потому, что вскоре они провели настоящую перепись населения, дабы привести в порядок систему налогообложения. 

Получается, что в 1488-89 гг. в Азаке проживали в 287 дворах мусульмане, и в 27 домах — русские.

Здесь же жили рыбаки (104 семьи) и 57 греческих семей. До поры до времени туркам была чрезвычайно выгодна торговля с Русью. Тогда потенциал Османской империи не был столь велик, чтобы начинать войну с Русью, — хватало иных проблем. Эпоха постоянных русско-турецких войн еще не наступила... И поэтому в Азаке ждали русских купцов.

 

Зафиксировано, что Азак поддерживал торговые связи с русскими городами Москвой, Коломной, Рязанью, Калугой, Новгородом. Купцы добирались до Азака на стругах и посуху большими, в тысячу, а то и больше лошадей, караванами. В Крым, Турцию из Руси везли воск, моржовые клыки, ловчих птиц, меха и шубы, посуду из серебра.

 

Необходимо отметить: торговля в той или иной степени была нестабильной. И причин здесь немало: разбой на караванных путях, «беспредел» местных таможенников и властей. Под разными предлогами товар отбирался, купцов наказывали, даже заставляли трудиться на благоустройстве города. Царю Ивану III Васильевичу, принявшему в 1493 году титул Государя Всея Руси, купцы из Москвы жаловались, что в Азаке им «великая сила чинится»...

 

Между султаном Баязидом II и Иваном III завязалась переписка. Посредником выступил крымский хан Мегли Гирей, т.к. дипломатических связей между Россией и Турцией не было. Султан просит отпускать русских купцов в его города, обещая что трогать их не будут и цены там установят справедливые. Но все продолжается по-прежнему. Товар умерших в Азаке купцов власти конфискуют (это называется в истории «зауморщина»), и при этом неизвестно, своей ли смертью они умирают. Из истории хорошо известно, какими специалистами в области отравлений были турки: достаточно вспомнить хотя бы страшный способ, когда в кофе насыпалась бриллиантовая пыль, от которой человек умирал в мучениях.

 

Маленький пример, которых множество: русских купцов Троянова и Шихова сажают в азакскую тюрьму, обвиняя их в пособничестве побегу русских пленных. Когда пленных хватают, то те заявляют, что эти «робята им не пособляли». И все равно — у купцов, выпуская их из тюрьмы, отнимают 1300 рублей, снимая при этом дорогую по тем временам одежду.

 

Отдельная статья — разбой. Купцов грабят азовские татары, азовские «казаки-разбойники», причем отнятый у купцов товар вдруг всплывает на азовском рынке и купцы опознают его.

 

Имена этих разбойников хорошо знали и русские, и азакчане. Жителей Азака разбойники подкармливали, и за это первые их зачастую покрывали. Русский посол Алексей Голохвастов привозит в Азак вместе с жалобами список грабителей Ходора, Карабая, Абая, Салтамышева, Абдуллы, Карачи Богатыря. Меры принимаются: разбойников хватают (для этого в Азак посылают сына Менгли-Гирея по имени Бурнаш с более чем двумя тысячами воинов), администрацию Азака снимают и наказывают, торговля вновь оживляется.

 

Растет и город. Здесь в начале XVI века уже 287 мусульманских дворов, 47 русских, греческий квартал в сто домов. Корабли везут в Азак продовольствие и фруктовые деликатесы, ткани и соль (а ее нужно в неизмеримом количестве, чтобы засолить рыбу). Из города вывозят бочки с черной икрой, рыбу и рабов — две самые доходные статьи в Азаке. Засолка ловят местные: сазаны, карпы, стерлядь, лещи, осетры и белуга. Все идет на рынок, даже побочная продукция в виде икряной воды, рыбьего жира, чешуи и клея.

Почти все рабы, вывозимые из Северного Причерноморья, проходят через Азак.

Невольничий рынок в Стамбуле


Они ценны, русский раб стоит до 17 рублей (это около 1500 аспров). Сравните — с большого корабля в Азаке берут налог в 100 аспров. В Кафу (теперь Феодосия) приходит корабль с рыбой, рыбьими спинками судака, большими и малыми чашами. Ценность груза — 1000 аспров. Купец платит пошлину в 42 аспра. А пошлина за доставленных из Азака в ту же Кафу трех рабов составляет 315 аспров!

 В конце XV века Россия устанавливает дипломатические отношения с Турцией. Русские послы, отправляющиеся в Турцию через Азак, знают: опасное это путешествие. Гораздо опаснее, чем иные дипломатические пути-дороги... Послов и их окружение грабят и убивают (пример тому — убийство русского посла Дмитрия Степанова в 1515 году на пути в Азов).

 

Должности Азакского санджака

 

Административный глава региона и командующий вооруженными силами — санджакбей; комендант крепости Азак — диздар; командующий янычарами — янычарский ага, его заместитель — кул-кетхуда; чиновник, контролирующий цены, а также весы, — мухтесиб; начальник таможни — гюмрюк-эмин; судья — кадий; начальник полиции — субаши.

 

О турецком флоте в Азове

 

Азак, как военно-морскую базу, охраняли до сорока фыркат (фрегатов) и суда морской пехоты — азапов. Азапы охраняли побережье и служили на кораблях.

 

Об ассортименте

 

Для русского рынка в Азове купцами закупались, в частности, следующие виды тканей: амка бурская, шелк жидовский, шелк голубой токацкий, тафта черевчатая бурская, шелк черевчатый токацкий.

 

О послах

 

Посольский ерик под Азовом носит свое название из-за так называемого «разменного места для русских и турецких послов», которое было здесь устроено в 1521 году.

 

Церемония дипломатического приема в Азове была пышной и сложной. Русские послы располагались в казачьих городках и посылали в Азов переводчиков, чтобы сообщить о своем прибытии. Азовский санджакбей высылал навстречу своих людей. Послы со свитой плыли на стругах к Азову, а по берегу их сопровождали конные казаки.

 

Вышедшие из Азова суда с турецкими представителями и янычарами встречали русские струги у Каланчи (напротив станицы Елизаветинской), и суда плыли рядом до Азова.

 

Конные казаки возвращались назад — далее была территория Османской Порты.

 

В Азове палили из пушек и ружей, послов усаживали на породистых коней-аргамаков, затем русский посол вручал санджакбею грамоту Великого государя, и передавали через переводчика завуалированную взятку-жалование.

 

На встрече получали информацию о положении дел в северном Причерноморье и Приазовье , которую тут же отсылали в Москву.

 

Далее турецкие власти в Азове были обязаны обеспечить послов кораблями, чтобы те двигались далее — в Стамбул.

 

(Продолжение – в следующую субботу)

 


Добавить комментарий
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив