СУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-VI: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
Западная Европа и Азов: страницы истории XIII-XV веков (Часть первая)
Начало XIII века — это появление на просторах Центральной Азии огромной кочевой империи монголов во главе с Чингизханом. Народы ложились под великолепно организованной ордой, как снопы... Орда расширялась, что метастаза, подминая под себя государственные образования и племена Азии и Европы. Дело Чингиз-хана продолжали его сын Джучи и внук — хан Батый.
Будто саранча, сжирающая все на своем пути, двигались монголы к Европе. Рухнула Камская Болгария, под монголами оказалась вся половецкая земля, пространства от Каспийского моря до Азовского. После 1239 года образовалось мощное феодальное государство Золотая Орда. В его состав вошли и земли Приазовья.
Историки предполагают: алано-тюркское поселение, находящееся на месте Азова, и бывшее его очередной исторической «инкарнацией», вошло в состав Золотой Орды без сражения... Живущие здесь люди не организовали пришельцам отчаянного сопротивления. Азов (Азак, Тана) превратился в международный торговый центр, своеобразные ворота, через которые Золотая Орда общалась с Европой, а Византия и генуэзцы использовали возможности обширного евроазиатского рынка. Наш город был выгоден всем участникам тех исторических событий: проблем военного противостояния не было. Дела, в большинстве случаев, решались полюбовно, и звонкие монеты различных достоинств значили гораздо больше, чем блеск клинков и стремительный маневр огромных армий...
Азак превратился в XIII-XIV веках в большое по тем временам космополитическое торговое образование, в некую свободную экономическую зону. Все сыграло в его пользу: от удобного географического расположения до политики Золотой Орды, которая отделилась от Монгольской империи. Его размеры можно сравнить со многими крупными европейскими городами Средневековья.
Каким он был, сформировавшийся на протяжении двух веков, золотоордынский Азак?
К началу четырнадцатого века территория Азака имела площадь в четыре квадратных километра, и в нем проживало более тридцати тысяч человек. На западе его граница проходила от современного переулка Черноморского до реки Узяк, на юге — до места, где находятся корпуса АОМЗ и кладбище. Город прижимался к Дону от гостиницы «Солнечная» до переулка Степного. В предместья Азака входила территория Задонья и остров рядом с городским пляжем. Жители мелких поселений в округе переселялись в город.
Город был четко спланирован: жилые и ремесленные кварталы тянулись почти строго с запада на восток и с севера на юг, причем ширина главной улицы доходила до восьми метров. Заметим — жители вырыли на улицах специальные траншеи для стока воды. В Азаке даже были общественные туалеты и бани!
Дома богатых людей, азакской знати находились в центре города. Здесь же селились наиболее процветающие купцы, находились караван-сараи.
В городе было много ремесленников. По сути, здесь были представлены все виды средневековых ремесел: от металлургов и литейщиков до мастеров керамики, сапожников, плотников, ткачей, ювелиров и хлебопеков. Ремесленники, по всей вероятности, объединялись в цеха. Например, на юге города находилось металлургическое производство, там же был вырыт искусственный пруд.
Уже с начала XIII века в Азаке появился собственный монетный двор, причем отчеканенные здесь монеты имели хождение далеко за пределами Приазовья. Тогдашние «азакчане» жили в домах, обмазанных глиной. В качестве арматуры для подобных построек служили камыш и жерди. Часто вокруг построенного жилья разводили костры, чтобы обжечь нижнюю часть дома: таким образом люди защищали свое жилье от подмыва водой.
Азак был красив — это отмечают многие путешественники того времени. Вокруг города цвели прекрасные сады, в которых водились диковинные птицы: к примеру, фазаны.
Глава Азака — наместник хана Золотой Орды, эмир, — один из самых влиятельных вельмож, имеющий большой политический вес. В его подчинении находился целый административный аппарат. Среди чиновников — судьи, почтовые служащие (они наблюдали за нормальным функционированием почтовых станций-ямов), сборщики таможенной пошлины, чиновники, наблюдающие за государственными весами, начальники лодочников, мостовщиков и караула.
В город притекали люди. Здесь была работа, здесь бойко шла торговля, здесь можно было осесть, чтобы изменить к лучшему свою судьбу. Тюрки, булгары, адыги и черкесы, русские, аланы-асы, иудеи, выходцы из Средней Азии, Сирии, Египта и Ирана, половцы, монголы и печенеги... Смешенье языков, нравов, обычаев, интересов... А в конце XIII века здесь все прочнее стали закрепляться западноевропейцы.
Каким образом они здесь появились, и, более того, закономерно и в известной мере безболезненно сосуществовали вместе с золотоордынцами, породив своеобразный политико-экономический торговый симбиоз?
Известно, что еще в 1261 году император Византии дал генуэзцам и пизанцам право торговли и плавания по Черному морю. Генуя быстро создала мощный торговый мост, построив в Крыму Кафу (теперь г. Феодосия), и основав свою колонию Тана. Таким образом, она обеспечила себе два торговых пути: один, через Кафу, позволял переправлять товары из Италии в Северное Причерноморье и обратно, а другой -- через Тану (Азак, Азов) позволял совершать такие же операции с Русскими землями и Востоком.
Мы знаем точную дату — 9 октября 1332 года, когда венецианский посол Андрей Дзено и консул Таны Николо Джустиниано получили в свои руки ярлык-грамоту хана Узбека с двумя печатями. Согласно этому документу, венецианцы могли торговать во всех городах Золотой Орды.
Чуть позднее император Византии, чтобы способствовать здоровой конкуренции и исходя из своих политических расчетов, допустил к свободной торговле и плаванию в Черном море и венецианцев. Генуя и Венеция отныне стали соперниками; последняя также закрепилась в Тане.
Генуэзцы закупали в Тане бычьи и лошадиные шкуры, и, конечно же, рыбу. Экспортировали ткани, вино, везли сюда серебряные слитки, посуду из стекла, пряности, металлы, ртуть, киноварь, орехи, миндаль, воск и жемчуг... Можно утверждать, что к началу XIV века Тана превратилась в нечто, напоминающее городское образование. Она была нанесена на морские карты, которые генуэзцы называли портоланы. В Тане проповедовали доминиканцы-миссионеры, известно имя одного из них — Рейнальдо ди Сполетто. Консулом в Тане в 1304 году был Ансальдо Спинола. А в 1325 году в исторических документах есть упоминание и о венецианском консуле...
Историкам мало известно о том, как жили в Азаке (Тане) генуэзцы. О жизни колонии венецианцев известно больше, но по аналогии можно составить свое представление и о деятельности их конкурентов.
Как осуществлялась торговля, сам процесс, в котором было так много заинтересованных и жаждущих прибыли сторон?
За ввоз и вывоз товаров купцы платили пошлину, причем старались сбить ее размеры и дипломатическими путями, и давая откровенные взятки. Татарские чиновники занимались откровенным их вымогательством, целые семьи и кланы кормились торговлей, в ответ заморские купцы также изыскивали свои адекватные меры: уклонялись от налогов, обманывали таможенников, плутовали.
Пошлина зависела от размера судна. Когда товар взвешивали, при этом присутствовали представители двух сторон — татар и венецианцев или генуэзцев. Порой доходило до кровопролития, когда стороны не соглашались друг с другом. Тогда их «разводили» глава ордынской администрации эмир с одной стороны и венецианский консул — с другой.
Например, известно, что осенью 1343 года венецианца Андриано Чиврано ударил наместник хана в Азаке Ходжа Омар. В ответ итальянец сразу же убил его. Начался настоящий бой между татарами и венецианскими моряками. Обитатели Азака громили и поджигали дома итальянцев, многие из них были убиты в отместку. Шестьдесят человек посадили в тюрьму.
Далее события превратились в военное противостояние: консул Кафы отправляет в Тану эскадру, а татары осаждают Кафу, запретив западным купцам появляться в Тане. Военный конфликт приносит Венеции неисчислимые убытки, и венецианцы, замаливая свои грехи, отправляют хану Джанибеку подарки...
Беды от конфликта усугубляются эпидемией чумы, разразившейся в Азаке (Тане) — в ее результате в 1346-1347 гг. осталась лишь пятая часть от его населявших. А в Западной Европе та же чума выкосила почти половину всего населения...
Впрочем, постоянно конкурирующие между собой генуэзские и венецианские колонисты также жили далеко не в мире.
Причинами разногласий и стычек, в частности, являлись разные размеры пошлин и величина товарооборота. Это было только эхом двух довольно крупных по масштабам Средневековья войн, между Венецией и Генуей, которые разразились конкретно из-за Таны и в борьбе за Тану.
Венеция интриговала довольно умело, и это раздражало генуэзцев. В 1341 году разъяренные генуэзцы во главе с консулом Анфеоном Паксией устроили настоящий погром в венецианском квартале. А когда конфликт был улажен, хитрые венецианцы получили у того же хана Джанибека документы на новые привилегии...
Консул Таны подчинялся только Сенату Венеции, причем ему выплачивалась ежемесячная заработная плата, давались представительские средства, за которые он отчитывался. Все, как в современном мире, с поправкой на ту эпоху...
Грамоты, или документы Сената Венеции, приходили в Тану, чтобы держать в курсе консула о происходящих на родине событиях. Они скреплялись свинцовыми, а то и золотыми печатями. В районе Порохового погреба в Азове археологи обнаружили такую свинцовую печать с надписью «Дож Андрей Кантарини божьей милостью дож венецианцев и прочая». Так что связь обитателей Таны с Венецией никогда не обрывалась, «вертикаль власти» была выстроена грамотно и прочно...
Историческая версия
Историки предполагают, что дворец правителя Азака — эмира находился на месте современного стадиона «Машиностроитель» и плавательного бассейна.
Факт из истории Азова
Христианская Гостьевая церковь в Азаке (Тане) существовала еще до основания здесь венецианской колонии. Она находилась на горе, возвышавшейся над Доном, над участком, где располагаются сейчас причальные стенки Азовского международного порта.
Об азовском грунте
Когда венецианцы строили на своем участке в Тане колонию, они были вынуждены забивать в землю сваи и досыпать грунт: настолько болотистой была почва...
(Продолжение – в следующую субботу)