О поэзии, и вообще...
Совершенно неожиданно для портала «Новая азовская газета.ru» наша рубрика «Азов: проза и поэзия» стала очень популярной. Хотя и авторов опубликовано-то немного. Но каждый из этой обоймы почти на сакральном уровне держится в популярных новостях неделями, а то и месяцами.
Кстати, посылайте свои стихи в наш адрес! Слабые не опубликуем. Настоящую поэзию будет приветствовать.
И у каждого из наших читателей будет возможность стать хитом «Новая азовская газета.ru».
По этому поводу мы размышляли вместе с редактором часа полтора. Многое что он наговорил…
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: Мы с хорошими стихами не перебрали?
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Хороших стихов не может быть слишком много. Это как море. Заходишь в него, и размышляешь – моря мало?
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: А если галька палец прищемила, или медуза обожгла?
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Ну, значит, это поэзия. И посыл к ней. В любом море есть свои недостатки. Мины времен войны, пустые бутылки, всякая дрянь, которую выбрасывают люди.
Единственное достоинство моря – оно само. И по себе. Как настоящая поэзия.
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: Всем, кто это понимает, известно, что вы пишете стихи. Публикации Юрия Ардынова, к примеру, в СТИХИ.RU, привлекли много отзывов.
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Это не моя работа, но точно – мое убеждение. Может быть – это самое главное, что пока получилось.
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: Вас кто-то зачислял в разряд поэтов?
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: Зачисляли. Мои читатели, к примеру. Иосиф Бродский в 1994 году. Вообще, вопрос странный. А кто причислил меня к роду людскому?
Самые лучшие стихи, которые я знаю:
Точка-точка, запятая,
Минус, рожица кривая.
Палка-палка, огуречик,
Вот и вышел человечек…
Сплошная метафизика. Первый урок ощущения себя в пространстве. Здесь есть о чем подумать. А если серьезно, - то читайте Библию, и, советую, Мандельштама.
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: Молодые поэты?
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Ну, прежде чем стать поэтом, можно дожить и до пенсии. И писать при этом каждый день с утра до ночи.
Не хочу, и не буду комментировать написанное молодыми азовчанами. Всему свое время.
Что такое «молодой поэт»? Это же не барашек, зарезанный для шашлыка. Вот, к примеру, Данте – молодой поэт? И чем молодой Бродский отличается от зрелого?
Никогда не любил поздние стихи Пастернака. А недавно осознал, что они, в принципе своём, лучше, чем ранние. Для этого понимания нужно было просто дожить до определенного возраста мне лично.
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: А что нужно, чтобы вот так, свободно, рассуждать о поэзии вообще? Простите, вы не переоцениваете свое восприятие всего этого?
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Да ну… Я просто излагаю то, что думаю сегодня.
А для того, чтобы рассуждать? Читать нужно больше. Читать и постараться понять. Вложить в себя не насильно (оно само придет) боль и кровь ПОЭЗИИ.
Я много думаю по этому поводу. И рекомендую всем думать более не о политике, а о стихах (хорошее заявление! Можно посмеяться).
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: Мы же о поэзии…
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Для себя я выстроил две поэтических дороги в пространстве российского поэтического слова. И они, кстати, сразу же разошлись.
Впрочем, это не отрицает влияния одной «дороги» на другую.
Первая выглядит, с моей точки зрения, слуха и понимания предмета так: Жуковский – Пушкин и далее... Можно вписать колоссальное количество достойных и больших имен, связанных с этой линией. Или направлением, как хотите.
Мне думается, что эта дорога сама по себе стала настолько растоптанной, что привлекла к себе во второй половине двадцатого века, особенно, гигантское количество графоманов.
Но точку в ней поставил, как это не выглядит странно – Твардовский. Он замкнул понимание русского языка Пушкина в понимании русского языка самим собой. Это – как бросится на дзот. Ну, как Матросов. ВОЙНА.
Стихи о Теркине – это, в принципе, гениальные частушки. А написаны они, между прочим, в лучших традициях русской ритмики Пушкина. Странно, что практические никто не обратил на это внимания.
А далее – развилки, ответвления, тропинки, хождение вкривь и вкось… Но это уже не дорога Пушкина.
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: А вторая дорога?
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Современник Александра Сергеевича, Евгений Баратынский. Если, говоря образно, у А.С. Пушкина была лупа, осматривающая пространство на глубине двух веков, то у Баратынского был снайперский поэтический прицел. Он привлек в свое понимание поэзии нечто…
Он привнес такую возможность: видеть мир сбоку, сверху, сзади, и даже заглядывать в его глотку. Он позволит поэзии заглядывать миру в кишки. В клапаны сердца. Но самое главное – он привнес в русскую поэзию возможность свободного понимания жизни, как таковой.
У Пушкина, к примеру, кочерга не может стать отражением философии Янь-Инь. А у последователей Баратынского – может. Если они подумают и напрягутся.
Об этом можно рассуждать бесконечно.
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: А есть вообще приоритеты? В Азове, Ростовской области, в России, в мире?
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Самое страшное, что можно себе представить – приоритеты в поэзии. Сколько голов забила Ахматова?
И вообще – что такое приоритеты?
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: В Азове живет и пишет Юрий Ремесник…
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Юрий Петрович – очень большой поэт. Подчеркну -
ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ПОЭТ. И это не касается даже его судьбы в отношении Малежика.
У Петровича своя жизнь. И не нам её судить. Даже вообще заикаться на этот счет права у нас нет.
Скажу несколько слов о наших поэтических взаимоотношениях.
Он хорошо понимает, например, что мы, то есть я, и он, – разные. И он от этого понимания просто, по-русски говоря, балдеет.
И я балдею, когда читаю его лучшие вещи. Я даже завидую ему, ибо не пережил и не перемолол его житейский опыт. У него такой опыт, что не дай Бог кому пережить. Это – бездонный колодец детства, войны, любви, судьбы…
Но, извините, у меня свой житейский опыт. Опыт второй половины прошлого века. И там всего хватало. Даже недавно и война была.
Он когда-то назвал меня «молодым генералом» от поэзии. Чем более живу, тем более понимаю – тяну только на капитана.
Ремесник – мудр и талантлив. А кому еще быть в Азове центром притяжения для пишущих, или старающихся писать? Природа не менее мудра, чем Юрий Петрович. У меня такое ощущение, что он еще самого лучшего не написал.
Вот на вскидку… Я, например, знаю наизусть около пяти его стихов. Придите к памятнику Пушкину в день его рождения, и вежливо, но настойчиво, попросите любого участника зрелища, прочитать по памяти пять стихов Александра Сергеевича.
Боюсь, у вас будет большое разочарование…
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: Когда вы написали самое первое?
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Лет десять мне было. Это была такая хреновина, я вам скажу…
Процентов девяносто девять людей в детстве и юности писали стихи. Скорее всего – рифмованные строчки, в которых пытались уложить свои впечатления от окружающего мира. Это просто попытка сразу войти в мир.
ПОРТАЛ – РЕДАКТОРУ: А что с поэзией в Азове?
РЕДАКТОР – ПОРТАЛУ: Если говорить об Азове, то я знаю и перечитываю несколько больших поэтов. Ремесник, Андреев, Козюменко, Головченко, Пономарев… Они все есть на портале.
Никого не хочу обидеть – что хочу, то и читаю.
Пишу свои. И читаю других. Вот, к примеру, мои…
Кто сказал, что в стихах отражается время?
В слове – только начало, младенца искус,
в первом слове лишь только рожденье кореньев,
тех, что в жуткой пустыне предвидел Иисус.
А затем шелушились стволы, гнили листья,
ветер гнал пастухом облака, щелкал бич.
Превращался в идею спьяну брошенный клич.
Сдуру кинутый камень становился баллистикой.
Время терпит слова, словно центр – округу,
ощущая себя неуютно, неловко:
но стихи и флажки чтут движения волка,
и глаголами держат себя и друг друга.
Отражаясь от времени и возвращаясь,
в предвкушенье девятого вала и лени,
умирая и плАча, хохочА, тая, мАясь
ставят Время в прихожей на горОх и колени…