Первоклассные музеи от первоклассников
- Категория: Новости / Ростовская область
- Автор: redactor
- Дата: 7-03-2016, 13:14
Треть школ Ростовской области зарегистрировали собственные музеи, которые детскими не назовешь, хотя занимаются ими школьники – от первоклассников до старших учеников. Работа идет «по-взрослому». Экспозиции посвящены Великой Отечественной войне, истории местности, где расположены школы, а еще выпускникам – выдающимся и рядовым. «Молот» побывал в батайской школе № 4 и ростовской гимназии № 34, чтобы познакомиться с юными экскурсоводами и оценить сокровища, которые хранят ученики.
Шахматы, которые воевали
Музей в батайской школе № 4 был основан в 1965 году как комната боевой славы. За 51 год собрание реликвий разрослось до музея, в коллекции которого около 3500 экспонатов. Некоторые из них – военная история Койсуга, поселка, который теперь стал микрорайоном Батайска, другие – краеведческие находки, бытовая летопись местных жителей и архив выпускников школы. Руководитель музея Елена Попова гордо и с энтузиазмом рассказывает о работе, которую ведет вместе с учениками.
«У нас работают клубы на базе музея: «Поиск» для детей с первого по восьмой классы и «Рубеж» для старшеклассников. Ежегодно классы получают экспедиционные задания. Малыши готовят работу «История одного экспоната»: приносят предмет, рассказывают о нем. Потом мы просим их изучать свою родословную. Когда ребята становятся старше, мы предлагаем им много разных тем, которые нуждаются в исследовании, дети и сами их ищут. Получаются интересные работы: например, о банде Бессмертного, которая орудовала в Батайском округе, проект «Угнанные в Германию» – о девушках, уведенных отсюда в немецкое рабство в годы войны. Мы с учениками исследуем проблемные темы – о коллективизации и даже украи¬низации Койсуга. Из походов дети часто приносят находки, а потом занимаются палеонтологическими исследованиями. Мы держим связь с азовским и ростовским областным музеями. Ребятам нравится музейная работа», – объяснила Елена Попова.
За годы коллекция в школе собрана не только большая, но и ценная. Елена Попова рассказала, что работники других музеев и коллекционеры всерьез относятся к школьному собранию экспонатов. Даже предложения об обмене поступают, но расставаться со своими находками в четвертой школе не хотят. Каждый предмет здесь сочетает личное и общее и порой смешивает историю маленького поселка, которым был Койсуг, и большой страны, а иногда и всего мира.
«Вот смотрите, перед вами уникальный экспонат: шахматы с дарственной надписью. В 1939 году они были вручены пионервожатому Ивану Куцему за победу в спортивном соревновании. В 1941 году Иван Куцый пошел воевать, а сюда пришли немцы, которые забирали из домов то, что им нравилось. И немец забрал эти шахматы. Иван, освобождая Европу, в одном из немецких домов нашел свои шахматы, узнал их по надписи и привез домой. Музею их подарил брат Ивана. Мы говорим, что и шахматы воевали», – с гордостью показала Елена Попова один из экспонатов.
Музей, которым она заведует, можно посещать виртуально – на сайте школы. Но экскурсия – отдельное удовольствие. Ее проводят сами ученики.
«Будущих экскурсоводов мы начинаем искать на специальных внеклассных уроках. Первые занятия мы проводим у пятых классов. Моя цель как руководителя музея – заинтересовать и попытаться отследить детей с научно-исследовательскими способностями. Пятиклассники работают с виртуальными архивами музея на сайте, получают задание. Когда выполняют его, сразу видно, кто подходит к заданию творчески, заинтересованно, а кому такая работа не очень нравится. Несколько занятий выявят звездочек, которые потом пойдут дальше и дальше заниматься музейной работой, поступят в наш кружок экскурсоводов», – рассказала Елена Попова.
Ее воспитанники из года в год занимают призовые места во всероссийских конкурсах и даже выходят в международные этапы соревнований. Музейная работа, которая в этой школе поставлена на широкую ногу, – пример, которому следуют многие учебные заведения региона.
Улица в комнате
Ростовская гимназия № 34 открыла музейную комнату «У нас на Широкой улице...» в марте 2013 года в небольшом кабинете. Для экспозиции, посвященной улице Ленина, экспонаты приносили местные жители и ученики школы, передавали предприятия, которые работают на этой улице. Заведует музеем учитель истории Сергей Чернышов. Но главная в этой комнате – ученица 11 «А» София Петкова – призер юношеских конкурсов для экскурсоводов.
– Уже два года я вожу экскурсии. Мне нравится историко-исследовательская работа, поэтому я думаю и после школы найти какое-то хобби, связанное с музеями, – сказала девушка.
Учитель истории рассказал, что в гимназии организован клуб «Патриот», в котором постоянно занимаются 27 учеников, а остальные всегда могут присоединиться и помочь. Кроме музея улицы учитель истории собрал археологическую экспозицию. 23 года он занимается раскопками. Шестиклассник Эмиль Алиев, который состоит в клубе, с гордостью рассказал, что все находки «введены в научный оборот» – грамотно почищены, внесены в каталог. Сергей Чернышов учит подопечных обращению с историческими находками.
Мы занимаемся еще и научной работой. Ребята учатся правильно готовить экспонаты, ухаживать за ними. Все предметы паспортизованы, внесены в федеральный реестр, все сохраняется в соответствии с правилами.
Так было задумано
Музеи сегодня есть в трети школ Ростовской области, об этом говорит статистика.
Заместитель регионального министра общего и профессионального образования объяснила, что музейная работа – часть системы патриотического воспитания детей. Впервые в 2015 году на федеральном уровне была принята концепция воспитательной работы до 2020 года.
Марина Мазаева, заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области:
«Из 1100 школ более 370 имеют стационарные музеи, статус каждого из них подтвержден Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения, и они могут принимать музейные экспозиции. Наши ребята активно включились в движение юных экскурсоводов и проводят экскурсии в музеях наравне со взрослыми, участвуют в конкурсах экскурсоводов на региональном и федеральном уровнях. Это сегодня востребовано.
Мы долгие годы формировали и формируем в системе образования подходы к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи с учетом наших исторических, культурных традиций, с учетом памятных событий и дат, которые славят наше Отечество. Мы стараемся создавать ориентиры для детей, напоминаем подрастающему поколению о примерах мужества и героизма, учим чтить традиции донского казачества, подвиги солдат».
Дети, наверное, не подозревают, что их увлечения – часть концепции, они и слова такого могут не знать. Но они знают историю своей улицы, поселка и родной школы и целой страны, а главное – им все это просто интересно.
Анна Дунина (фото автора)
Источник: http://molotro.ru/publications/6849
Другие новости по теме:
Добавить комментарий