Новая Азовская Газета.ru / Новости / Азов / О судьбе транспортника "Азов" по просьбе читателей

О судьбе транспортника "Азов" по просьбе читателей

О судьбе транспортника "Азов" по просьбе читателей

Делегация Азова вернулась из побратимского Лазаревского района города Сочи. Азовчане приняли участие в официальных мероприятиях, посвященных 73-ой годовщине гибели корабля «Азов» в Черном море. О цели и итогах визита рассказал заместитель главы администрации по вопросам промышленности, экономики и инвестициям Владимир Ращупкин, возглавивший делегацию.

- Наши территории связывают крепкие дружественные узы, но главное – общее прошлое. В 1827 году во время знаменитого Наваринского сражения экипажем флагманского корабля «Азов» командовал Михаил Лазарев. Известно, что корабль в одиночку отразил удары противника, за что впервые в истории русского флота был удостоен кормового Георгиевского флага, а его капитан получил звание контр-адмирала.

Исторические судьбы города и района тесно переплетены еще одной датой. 22 октября 1942 года в акватории Черного моря в районе поселка Вишневки в результате бомбардировки немецко-фашистской авиации затонул военный корабль «Азов». Поэтому центральным событием в программе визита стал торжественный митинг, посвященный годовщине гибели корабля. Вспоминать подвиг советских моряков в год 70-летия Великой Победы – значимо вдвойне.


О судьбе транспортника "Азов" по просьбе читателей


Источник: http://gorodazov.ru/news/20151028.html

От «Новая азовская газета.ru»: наши читатели попросили подробнее рассказать о транспортном судне «Азов». Выполняем их просьбы.

Начнем с того, что категорически неверно называть транспортник «Азов» кораблем. Корабль – это морское или военно-морское судно различных классов. А судно – это плавучее средство, которое используется для транспортировки грузов или перевозки пассажиров…

Так вот – «Азов» был транспортом, который, как и все транспорты СССР был мобилизован во время войны, и, скорее всего, вооружен парой зенитных пулеметов. Его можно назвать военизированным судном, или мобилизованным транспортным судном.

Водоизмещение – 967 т. (для сравнения – порожнее водоизмещение БДК «Азов» - 2 900 т.)

Длина – чуть более 70 метров, судно обслуживала котломашинная установка в 960 л.с.

Оно было построено на заводе «Руссуд» в Николаеве в 1916 году, т.е. во время первой мировой войны, и, понятное дело, рассматривался как многоцелевое: десантное, тральщик… Времена на Черном море тогда были тревожные.

Будущий «Азов» назывался «Эльпидифор № 425». По этому поводу есть много разноречивых сведений. «Эльпидифоры» строились в самых различных модификациях – от канонерских лодок до нефтеналивных судов. Существуют архивные источники, свидетельствующие о том, что наш, за номером 425, якобы был не достроен и затем разобран.

Скорее всего, он так и находился в Николаеве в годы Первой мировой войны и лихолетья Гражданской, а затем его перевели в Одессу, где в 1929 году заводе им. А.Марти достроили как углерудовоз.

Вошел в состав судов Совторгфлота, затем - Азовского государственного морского пароходства под названием "Иосиф Косиор". Работал на линии Мариуполь-Керчь.

В 1938 г. был переименован в "Азов".

10.07.1941 г. вошел в состав Черноморского флота в качестве военизированного судна.

22.10.1942 г. транспорт "Азов" под командованием капитана Вешнякова Н.В. следовал из Туапсе в Поти. В районе Лазаревской судно подверглось атаке восьми немецких самолетов Ju-87, которые сбросили 32 бомбы. Две бомбы попали в судно, и оно начало тонуть. Сторожевые катера отбуксировали "Азов" на мелкое место, где он сел на грунт. Личный состав был снят. Погиб один человек.

Вот что пишет в интернете один из ныряльщиков, посетивший затонувший «Азов»…

«Разбомбленный фашистами и затонувший в 1942 году транспорт "Азов" Лежит носом к берегу. В носовой части глубина порядка 5 метров, в кормовой - около 7 метров. Корпус разрушен - громадные балки.

В кормовой части, огромные полости - кажется паровой котел, который сильно возвышается, и с кнехта на его поверхности до поверхности всего 1 метр - можно стоять на одной ноге. К нему привязана за веревку пластиковая бутылка в качестве буя. В носовой части - громадная лебедка по которой я и нашел судно, плывя от берега с маской и трубкой.

О судьбе транспортника "Азов" по просьбе читателей


Найти просто- 150 метров от наиболее выдающейся части мыса. Или просто плыть по подводной границе камней и ровной поверхности параллельно берегу- судно пересекает эту границу и поэтому сразу заметно. Когда искал объект плывя от берега, то часто принимал за фрагменты судна остроконечные скалы. Отличный объект для ныряния в маске - из за небольшой глубины и безопасности т. к. закрытых полостей практически нет. Боеприпасов на дне не заметил - похоже аквалангисты все вычистили. Для осмотра желательно иметь маску т. к. с поверхности наблюдать затруднительно».


Транспортные суда СССР, как и суда стран – участниц Второй мировой войны, понесли в ее ходе огромные потери. Много советских транспортников погибло во время знаменитого таллиннского перехода в 1941 году.

Вклад этих тружеников войны, включая и вклад «Азова» в будущую Победу – бесценен.
Отметим, что это транспортное судно, носившее славное имя нашего города, во время Великой Отечественной войны было не единственным с таким именем.

Нам известна судьба монитора «Азов», взятого «в плен» у румынских войск.

Монитор «Азов» был заложен в 1906-м году на судоверфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте (Австро-Венгрия) по заказу Румынии, после чего секциями перевезён в Галац, где был собран и в 1907-м году спущен на воду под именем «Ion C. Bratianu» (в честь Иона Брэтиану, румынского государственного деятеля).

В 1915-м году корабль был захвачен Австро-Венгрией и в 1916-17 годах прошёл модернизацию. С 1918 по 1920 кораблём владела Великобритания, которая затем передала его Румынии. В 1937-м году был произведён капитальный ремонт и модернизация корабля.

Монитор участвовал в боях на Дунае в июне 1941 года против советской Дунайской флотилии.
«Ion C. Bratianu», как и другие мониторы, капитулировал 26 августа 1944 года и к 10 сентября вошёл в состав румынской бригады мониторов под советским контролем. Позже румынский экипаж был заменён советским и 10 октября корабль был передан в состав Дунайской военной флотилии. 30 октября монитор получил имя «Азов» и был включён в 1-й дивизион мониторов 1-й Керченской Краснознамённой бригады речных кораблей.

21 декабря прибыл в Турну-Северин для ремонта и зимовки. В начале марта 1945 года вступил в кампанию и 13 марта провёл учебные стрельбы, после чего встал на размагничивание, но в дальнейшем все переходы совершал в сопровождении электромагнитных трал-барж.

5 апреля «Азов» поддерживал огнём наступление войск 1-й югославской армии с позиции в районе Бачка Паланка. 12 апреля осуществлял огневую поддержку высадки десанта в районе Сотин-Опатовац, принимал участие в Венской наступательной операции.

Окончание войны встретил в Нови-Саде.

«Азов» выведен из боевого состава 28 февраля 1948 года, был законсервирован и поставлен на отстой в Кислицах. 3 июля 1951 года был возвращён в Румынию и до 1960 года входил в состав румынских ВМС под индексом «М² 02», после чего был сдан на слом[.
Добавить комментарий
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив