Инициатива патриотов: в коллекцию Азовского музея передан "Азов"
Председатель контрольно-счётной палаты Азова, лидер движения сторонников партии «Единая Россия» в нашем городе Валерий Ясько, инициатор нескольких уникальных проектов, касающихся истории Азова, начал реализовывать еще одну идею.
Депутатский корпус Азовской городской Думы активно поддержал его начинание: создать линейку моделей кораблей, носящих имя «Азов» в самые разные времена. У проекта нашлись спонсоры – патриоты города. Это руководители предприятий и организаций города, депутаты, просто неравнодушные горожане.
Среди них – депутаты Азовской городской Думы Дмитрий Картамышев, Роман Чмыхалов и Николай Сага, главный архитектор города Сергей Гордов, директор МП «Водоканал» Александр Дзюба, исполнительный директор ОАО «Азовмежрайгаз» Магомет Боташев, председатель территориальной избирательной комиссии Азова Владимир Михайлов и Валерий Ясько.
И вот – первая модель 74-пушечного парусного линейного корабля «Азов». Масштаб 1:48, высота 1 метр, длина – 1,2 метра.
Недавно Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник получил в дар эту масштабную модель линейного корабля «Азов». Его директор Анатолий Горбенко пообещал выделить под будущие масштабные модели отдельный зал музея.
Справка «НАГ.RU»
Линейный корабль «Азов» был заложен 20 октября 1825 года в Архангельске, руководил проектом постройки знаменитый мастер Курочкин, который за свою жизнь построил 87 кораблей на архангельских верфях, «Азов» был его последним, помощником был его ученик Ершов. Ещё в начале постройки корабль получил капитана, им стал Михаил Лазарев – известный российский мореплаватель. Осмотрев судно, Лазарев увидел в нём 22 недочёта и порекомендовал их исправить. В результате учёта этих 22 пунктов корабль существенно выиграл в своей боевой мощи. Спустили на воду корабль 7 июня 1826 года.
С корабля «Азов» стартовала последняя серия 74-пушечных кораблей Российского флота. 5 августа «Азов» вместе с кораблём «Иезекиль» (они были заложены одновременно) отправились в Кронштадт, где их ждали последние доработки. Там их подводные части были обшиты медными листами и добавлены недостающие орудия. В середине июня 1827 года «Азов» вышел из Кронштадта вместе с двумя линейными кораблями и четырьмя фрегатами и направился Средиземное море. Именно это плавание принесёт линейному кораблю капитана Лазарева славу на все времена.
Русским кораблям требовалось соединиться с англичанами и французами и помочь греческим повстанцам в сопротивлении против османского ига. Туркам был предъявлен ультиматум, но они его отклонили. 8 октября завязался бой, в последствии он стал известен как Наваринское сражение.
В пылу битвы команда «Азова» одержала победу над тремя фрегатами и корветом, сумела разнести 80-пушечный флагман «Мухарем-бей» в щепки и под конец вместе с британским союзным кораблём потопила 64-пушечный линкор. За героизм проявленный в бою Лазарев получил звание контр-адмирала, а сам корабль стал первым, на корме у которого развился Георгиевский флаг.
В Кронштадт «Азов» вернулся лишь спустя 3 года после отплытия, в мае месяце 1830 года. После сражения корабль полностью восстановиться не смог (после боя в его корме насчитывалось около 150 пробоин) и его отдали на разборку. В дальнейшем по проекту «Азова» было построено ещё около 15 боевых кораблей, а сам чертёж был выгравирован на медной доске.
Мастера, который бы взялся за такую работу, искали буквально по всей стране. На кропотливую и сложную работу ушло около полугода. Труд оценивается в 80 тысяч рублей, и участники проекта собрали эти средства, естественно, не из муниципального бюджета.
Стоит заметить, что в создании модели мастер использовал именно те материалы, которые применялись при строительстве оригинала в XIX веке.
Не исключено, что вторым в галерее моделей, будет «Комсомолец Азова», который хранится на Азовской судоверфи.
Другие новости по теме:
Добавить комментарий