CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XLVI: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
АНАТОЛИЙ ИВАНОВ: АЗОВ СТРОИЛСЯ И РАЗВИВАЛСЯ
Анатолий Тимофеевич Иванов работал в системе Азовского горисполкома более двадцати лет, вначале первым заместителем при Лукьяне Измайлове, а затем двенадцать лет, до 1989 года, председателем Азовского горисполкома.
На эти годы пришлось очень многое: времена хрущевской «оттепели», а затем закручивание гаек и эпоха так называемого «застоя», бурная перестройка, а затем постперестройка. Менялся политический климат, но Азов надо было строить, развивать, благоустраивать. Этих задач у Советской власти никто никогда не отменял. Анатолий Иванов справлялся с этими задачами блестяще, он, работая ранее в команде Измайлова, как бы взял в свои руки эстафету, чтобы донести ее вплоть до лет, предшествовавших распаду СССР.
В эти годы в стране происходил внутренний разлом, связанный больше с политикой КПСС, чем с людьми, ее осуществлявшими.
Все это потом и сказалось в конце 80-х XX века. Рассказывая о своей работе, Анатолий Тимофеевич определяет ее одним словом — штурм. По натуре трудоголик, он работал самоотверженно, что называется, днем и ночью.
Все познается в сравнении и со временем. И поэтому сейчас, внимательно наблюдая за нынешними переменами, подавляющее большинство горожан, помнящих те времена, говорят: — А как много тогда было сделано!
И с ними невозможно не согласиться...
***
Краткая биографическая справка
Анатолий Тимофеевич Иванов родился 26 июня 1936 года в г. Великие Луки Псковской области. В семье было четверо детей, отец — кузнец депо, умер рано, мать поднимала детей на ноги сама.
В 1960 году он окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта по специальности инженер-механик. Работал старшим инженером в Ростовском речном порту, затем начальником строительства Азовского речного порта.
Далее с 1968 по 1977 год — заместитель председателя горисполкома, а с 1977-го по 1989-й год — председателем Азовского горисполкома.
Награжден орденами Дружбы народов и «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда». Почетный гражданин Азова.
***
Анатолий Иванов хорошо помнит оккупацию. Немцы пришли в село летом 1941-го года: великолепно экипированы, самоуверенны, наглы. Пехота на машинах, мотоциклах. Затентованные автомобили поставили у окон домов, чтобы сделать затемнение.
Потом же, зимой 1942-го года, они представляли собой жалкое зрелище: рвань и страх. Наши, советские солдаты выглядели уже по-иному: отличные полушубки, автоматы — здоровые сибирские парни.
После освобождения Великих Лук маленький Толя видел страшное зрелище: на площади казнили немцев, в том числе бывшего коменданта города фон Засса. Левитан (!!!) одновременно читал по радио приказ о казни, машина отъезжала и немцы повисали в воздухе... Мальчика это зрелище сильно потрясло, несколько ночей он не мог спать.
Многое помнится Анатолию Тимофеевичу. Страшная бомбежка немцами Великих Лук уже после их освобождения, когда город и станцию буквально превратили в равнину. Бедные латышские женщины, приезжавшие на городской рынок и стоявшие в деревянных башмаках на жутком псковском морозе...
Время разрушало и время строило. Сразу же после освобождения в городе начались занятия, а года через три школа имела хороший спортзал, в городе был аэроклуб, парашютная вышка в парке. Кстати, в молодости Иванов занимался планеризмом. Все были при деле: по Великим Лукам ходили гордые фэзэушники (ФЗУ — фабрично-заводское училище - Авт.) в штанах из «рубчика» и фирменных фуражках, возвращались домой бойцы.
Первая работа — как первая любовь. Молодому инженеру доверили 1200 метров причала и 26 кранов.
Пропадал в Ростовском речном порту с утра до ночи. Только притерся, полюбил свою работу — предложили ехать в Азов, строить причал там. Азов, по замыслу партии, должен был стать настоящим портом пяти морей, и маленький азовский причал не вписывался в глобальные замыслы XX съезда КПСС.
Иванов с благодарностью вспоминает мудрый совет бывшего начальника Ростовского пароходства Михаила Григорьевича Андреева. Он тогда взмолился:
— Не смогу я работать в Азове, не выдержу!
— Ты делаешь серьезную ошибку, Анатолий Тимофеевич, — заметил его начальник. А потом придумал необычный ход:
— Езжай, поработай с полгодика, а я тебе срок отработки после института «скошу», поедешь домой...
Первые впечатления об Азове... Когда молодой инженер приехал в 1961 году туда, и сошел с теплохода «Москвич» на причал, он увидел огромное, заросшее камышом болото и услышал кваканье лягушек.
Маленькое помещение вокзала делилось на зальчик, где продавались билеты, и буфет с тьмой рыбы и пива. Мужики, понятное дело, пили. Бурлящая жизнь азовского рынка также поразила его: зеленые дощатые палатки, икра, любая рыба стоила три рубля.
Новая работа закрутила по-сумасшедшему...
Он целый год не был в городе. Целый год его маршрут пролегал от комнаты рядом с портом до порта и обратно поздним вечером. А тут приехал друг — пойдем, мол, город покажи, здесь девчонки такие красивые!
Пошли. И в этот же день Анатолий Тимофеевич познакомился со своей будущей женой...
Колоритна была фигура тогдашнего начальника порта. Иван Ильич Орехов: высокий, темпераментный с огромной шевелюрой. По его словам, в свое время работал одним из заместителей наркома НКВД Ежова, был секретарем ЦК Азербайджана, возглавлял в Средней Азии отряды по борьбе с басмачами. Затем, и еще легко отделался (Ежова, как известно, расстреляли) — перевели начальником Восточно-Сибирского пароходства. Затем — в Азов.
Анатолий Тимофеевич вспоминает, что тогда открытые партийные собрания проходили по три-четыре часа. Рабочие «чистили», не стесняясь, начальство в хвост и в гриву. Затем такая демократия незаметно сошла на нет. Критика стала формальной, в партию валом пошли карьеристы.
Как-то в порт приехал секретарь ГК КПСС Владимир Филиппович Лаврентьев и сказал Иванову загадочную фразу: -- Ну что, надо двигаться вперед!
И Иванова пригласили работать заместителем председателя горисполкома. Пригласили — мягко сказано. Тогда кадровые вопросы решались жестко и особо с личным мнением человека не считались. Анатолий Иванов вновь поехал за советом к начальнику пароходства Андрееву, и тот посоветовал ему мудро: поработать с годик, попробовать себя, а там, по его выражению, если не сладится, «вернешься в родные пенаты»...
Кто тогда знал, что сладится аж до 1989 года!
Работа была, как говорится, адовой. В 7-30 на работе, домой возвращаешься в 10 вечера. Суббота — рабочая, воскресенье до 12 часов. Самой главной проблемой была тесная смычка организаторской и хозяйственной работы в горисполкоме. Отвечали за все — за строительство жилья, коммунальное хозяйство, защиту природы. И часто при строительстве получалось так, что приходилось закрывать глаза на разного рода недоделки: отчитывались, к примеру, 31 декабря, а реально сдавали жилье в марте. Гнали сроки, и приходилось порой закрывать глаза на качество. Это была беда всего государства.
А интересно нашим современникам помоложе, да и, пожалуй, любому азовчанину, знать, как происходило развитие города в семидесятые-восьмидесятые годы XX столетия?
Оказывается, автором идеи реконструкции Петровского бульвара (тогда проспект К. Маркса), был первый секретарь ГК КПСС Владимир Лаврентьев. Безусловно, горисполком поддержал эту мысль. На бульвар тогда завозили тысячи тонн щебня и чернозема, вывозили грунт, выкорчевывали старые и сажали новые деревья.
Пришлось выдержать возмущение общественности, которой был мил тогда еще проспект Карла Маркса, убеждать людей, что проспект преобразится в лучшую сторону!
А когда проектировали мемориал на площади Победы, сильно спорили с проектантами из Ростова. Те хотели сделать мемориальную площадь в виде чаши с ливнеотводом. Азовчане понимали — так будет некрасиво и неудобно. Настояли на варианте выпуклости, когда вода стекала бы естественным путем. И победили... Тогда в строительстве мемориала участвовал весь город.
Лев Лещенко и Александра Пахмутова в Азове
Чрезвычайно трудно было противостоять желанию областных архитекторов, дабы проект вышел дешевле, снести со здания городского музея все башни и сделать обыкновенную плоскую крышу. Вы можете себе представить сейчас Азов без башни музея?
В 1967 году из здания музея ушли горком КПСС, горисполком, горфо, народный контроль и другие организации. Ушли, потому что хорошо осознавали — музей в Азове должен не ютиться в подвале. В нем — зерно будущего городского развития, да и просто это — историческая ценность.
В годы работы Анатолия Тимофеевича Иванова в качестве председателя горисполкома в Азове построены здание типографии, плавательный бассейн, Дом быта «Юбилейный», автотранспортное предприятие, что за Пешковским переездом, пищекомбинат и чулочно-перчаточная фабрика вынесены за жилую городскую черту.
Сданы тысячи квадратных метров жилья.
— Мне везло на хороших людей, — считает Анатолий Тимофеевич. — Да и я сам был, мне кажется, не конфликтным.
Считаю, что Измайлов и Лаврентьев были глыбами, большими личностями. А потом и с первыми секретарями ГК КПСС Алексеем Белым и Валерием Волковым сложились деловые, и даже творческие взаимоотношения...
Система должностных взаимоотношений в СССР была такова, что множество финансовых, экономических и идеологических интересов сплеталось. Приходилось выкручиваться, порой хитрить, порой идти напролом.
Вот всего два примера.
Раньше чулочно-перчаточная фабрика располагалась в центре города. О закрытии предприятия речи не шло: в Азове тогда было много свободных женских рабочих рук. А новое предприятие могло дать 2200 рабочих мест. Но так случилось, что когда новые корпуса ЧПФ построили, то забыли юридически оформить тот факт, что старое здание уже фабрике не принадлежит.
Назревал конфликт. В Азов даже приезжал заместитель министра легкой промышленности СССР. Городские власти, что называется, стояли насмерть. Ведь тогда Азов был практически единственным городом, который целенаправленно работал над выносом промышленных предприятий за жилую городскую черту.
Председателю горисполкома Иванову пришлось принимать волевое решение. Он дал команду, и пара бульдозеров снесла все пристройки ЧПФ и освободила площадь вокруг здания.
Иванов пригрозил руководству ЧПФ, что в случае, если хоть один их станок снова очутится в старом здании, то он обесточит предприятие... Сейчас эти воспоминания могут вызвать улыбку.
Но тогда это было ответственное решение; вполне можно было поплатиться работой, карьерой, а то и попасть под суд. Но с освобождением этих площадей в центре города, сразу же начались работы по благоустройству площади III Интернационала, площади у речного вокзала...
Когда в середине восьмидесятых годов в Азове назрел кризис с бензином, Иванов, узнав, что на Украине есть опыт строительства газонаполнительных станций, пошел на хитрый ход. У института-проектировщика отсутствовали лимиты, и горисполком договорился с ним, чтобы институт выступил в качестве субподрядчика у городской архитектурно-планировочной мастерской.
Вдобавок земли принадлежали лесхозу, пришлось без документального оформления их забирать. А строили станцию болгары. Город был спасен. Все КамАЗы, связанные с перевозкой зерна, 24 хлебовозки, вся городская автотехника перешла на газ. А что это стоило, знает только тогдашнее городское руководство...
Вообще, в свое время местная промышленность давала в городскую казну большие по тем временам деньги, около одиннадцати миллионов. Только оранжерея, созданная на базе Треста зеленого хозяйства, приносила ежегодно до трех миллионов рублей. В Азове активно строилось жилье.
Четыре эпохи вместила в себя работа Анатолия Тимофеевича Иванова в Азове. Времена Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, перестройку и рыночную экономику. И у каждой эпохи, как поется в известной песне, «свои колокола, свои отметины». Земляки должны знать, как строился и развивался город, каких усилий это стоило, какие люди стояли у руля городской власти в совсем недавние времена...
Из воспоминаний Анатолия Иванова
Голая коробка типографии мозолила глаза горожанам чуть ли не десять лет. Денег у города не было. Решили ехать в Москву, и поехал я туда с депутатом Верховного Совета от нашего округа. Дошли до Председателя Совета Министров СССР Соломенцева.
Тот любил Ростовскую область, потому что некогда был там первым секретарем обкома КПСС.
Долго думал, как нам помочь. Потом махнул рукой и говорит: — Дам денег со строительства Дома Правительства (нынешний «Белый дом» в Москве. — Авт.) Все равно средства освоить в этом году не успеют! Только условие: брать сразу всю необходимую сумму (900 тысяч рублей), а не в два приема, как вы просите.
Я колебался недолго: выбора не было. Типографию делали штурмом, днем и ночью. Сдали перед Новым годом. И я по просьбе Соломенцева доложил ему об окончании строительства...
Факт
Когда А.Т. Иванов работал председателем горисполкома, то частенько летал в Москву для разрешения самых разных вопросов. Утром улетел — вечером вернулся. Люди даже не замечали такой дальней отлучки. Билет тогда стоил 19 рублей, позднее стал стоить 25.
Факт
В те времена в горисполкоме работало всего 17 человек вместе с уборщицами. Председателю полагалась машина — «Волга-21». Заместитель ездил на «Жигулях», стоящих на балансе Треста зеленого хозяйства. Лимит топлива у машины председателя был 200 литров в месяц.
Исторический факт
В шестидесятые-семидесятые годы килограмм пшеничного хлеба стоил 25 копеек, килограмм говядины 1 руб. 90 коп., в кооперативе — 3 руб. 50 коп., 1 кг колбасы «Любительская» — 2 рубля, «Докторская» — 2 руб. 10 коп., 1 бутылка водки «Столичная» — 3 руб. 62 коп., химическая завивка стоила 5 руб, а детский билет в кинотеатр — 25 копеек.
Маленькие факты
Пушки, сделанные «под старину» и расположенные на Турецком валу, в центре города, на речной пристани и у кафе «Крепостной вал», были отлиты в свое время на заводе КПА. А симпатичные мусорные урны на Петровском бульваре, были сделаны на ПО «Донпрессмаш».
Из воспоминаний Анатолия Иванова
Из своих заместителей Анатолий Тимофеевич более всего запомнил Сергея Брамника. Тот был, по его выражению, мозгом горисполкома. Очень благодарен Алексею Поповичу, который, в частности, сделал лестницу к набережной.
Исторический факт
Плавательный бассейн был построен за счет средств «Спортлото» и помощи предприятий Азова. На строительство подобного рода сооружений тогда был негласный запрет. Помог Афанасий Романович Захаркин, зав. отделом Совмина СССР, с которым Иванова познакомил Лаврентьев. Выбивать деньги в Москву ездили вместе с тогдашним первым секретарем ГК КПСС В.И. Волковым.
Это интересно
Заработная плата председателя горисполкома была 300 рублей, в отличие от 350-ти председателя райисполкома. Раз в год можно было получить материальную помощь в размере одного оклада, плюс — льготные путевки. Иногда получали премии от «Вторчермета» за сданный городом металлолом.