CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XLII: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
О ТЕХ, КТО СТРОИЛ АЗОВ XX ВЕКА
В Азове, как и в любом городе мира, строили всегда. Одна историческая эпоха сменяла другую, город переориентировал стратегию своего развития, судьба меняла его предназначение, происходили взлеты и падения, внушающие то тревогу, то надежды, но Азов постоянно строился. Иной раз это было очередное возрождение из разрухи и сама борьба за выживание, другой раз – действия, предначертанные рукой свыше и имеющие в своей основе определенные военно-политические и экономические цели.
Если определить базовые направления строительства Азова, то всегда, вплоть до примерно середины XIX века, наш город рос как торговый центр и крепость. Крепость – прежде всего. Затем с конца XIX и до Октябрьской революции, когда к власти пришли большевики, город развивался как порт и экономический центр.
Кто только не строил Азов! Каторжники и рабы, военные инженеры и стрельцы, солдаты регулярной армии и наемники, иноземцы и местные, императоры и военачальники, современные профессионалы и бригады коммунистического труда!
С середины XX века Азов получил качественно новый толчок в своем развитии. Примитивные строительные образования постепенно превратились в мощные и современные строительные организации: слишком большие задачи тогда встали перед городом.
Именно с этого времени мы и поведем свой рассказ…
Да, да... Тогда таким был Петровский бульвар...
В этой книге уже упоминалось о том, что с момента прихода к власти большевиков и после окончания гражданской войны, вплоть до середины сороковых годов двадцатого века, Азов для страны был городом, центром сельскохозяйственного района.
Строили кустарными методами, в основном из глины (самана) и камыша. Профессиональных строителей, в современном понимании, в Азове тогда не было.
Пришедшая в Азов после второй мировой войны промышленность потребовала иного подхода. И строительство начало естественным путем осуществляться на промышленной основе.
В 1947 году, в апреле, в Азов из Сталинграда было переброшено управление военно-строительных работ (УВСР), которое в начале следующего года переименовали в УНР-107.
Вскоре в Азове появилось еще одно крупное строительное подразделение – УНР-129. Оно образовалось из ранее созданной строительной структуры «Азчеррыбстрой» (вышестоящая организация располагалась в Крыму). Затем, после серии реформ, «Азчеррыбстрой» был переименован в «Донспецрыбстрой» и передан в подчинение «Главсевкавстрою». Оба азовских строительных управления тогда подчинялись строительному тресту №10 г. Ростова-на-Дону.
Субподрядные строительные организации в Азове представляли собой строительные участки. Это УНР-102, позднее переименованное в УНР-120 (отделочные работы), а также УНР-116 (благоустройство строительных объектов, прокладка наружных, внутридворовых и внешних магистралей и коммуникаций). Иные виды работ (землеройные, электромонтажные, сантехнические и другие) осуществлялись более мелкими участками, подчинявшимися крупным ростовским трестам и управлениям.
А теперь представим, как строился город после окончания Великой Отечественной войны…
В конце сороковых – начале пятидесятых годов в Азове ускоренными темпами вырастали корпуса трех заводов, впоследствии ставших градообразующими. В город приезжали специалисты из всего СССР, Азов растил свои кадры. Время заставляло, помимо производственных площадей, строить жилье, детские сады, школы. Это был самый настоящий строительный бум, может быть, и несопоставимый по своим масштабам с крупнейшими всесоюзными стройками, но, тем не менее, мало уступавший им в объемах и темпах.
Если посмотреть фотографии Азова того времени, то поневоле ловишь себя на мысли: как виды нашего города напоминают известные кадры из художественных фильмов начала шестидесятых, рассказывающих о новых Черемушках в различных городах страны! Там, где раньше на окраинах города стояли мельницы да росли степные травы, теперь высились строительные краны, спешили туда-сюда грузовики с балками и кирпичом.
Большое пространство от нынешней средней школы №1 до железнодорожного вокзала и нефтебазы буквально кипело. Еще не видно ни одного дерева, еще не заасфальтированы улицы, а в новые дома уже въезжают новоселы.
Вот далеко не полный перечень объектов, построенных с 1947 по 1973 годы тружениками УНР-107 и УНР-129: заводы АОМЗ, КПА и КПО, судоверфь, хлебозавод и молзавод, рыбзавод, Дом быта, кинотеатр «Родина», ресторан «Казачок», ДК имени Ильича, гостиница «Солнечная», административное здание горисполкома, горкома КПСС и горкома ВЛКСМ, мясокомбинат, кирпичный завод, 8 зданий детских садов и яслей, две школы, шесть общежитий, 144 жилых многоэтажных дома, две бани, здание станции скорой помощи и инфекционный корпус городской больницы, здание банка…
Отметим закрепленный историческими документами факт: в Азове, да и не только в нем, до 1955 года основные строительные работы велись без использования электроэнергии!
Например, в УНР-107 тогда числилось 40 лошадей, на которых перевозили стройматериалы. Воду доставляли из Дона.
Бетон укладывали и уплотняли вручную. Начальники, инженерно-технические работники, прорабы менялись как в калейдоскопе. И только благодаря решениям ХХ съезда КПСС, обратившего внимание на развитие строительной индустрии, в стране и в Азове, начались позитивные перемены.
Однако только в 1948 году, суровом и послевоенном, этим управлением в Азове были построены 13 жилых домов, 9 сборно-щитовых жилых бараков по улице Пушкина в районе Нового поселения. И это не считая собственной конторы, а также производственных и подсобных помещений…
Объемы строительно-монтажных работ увеличивались ежегодно в несколько раз. И поэтому возник самый насущный вопрос, связанный с тем, что мощности двух генподрядных управлений стало катастрофически не хватать для выполнения огромного объема азовского строительства. В Азове стало необходимым создавать единый строительный комплекс: свой строительный трест.
Главным организатором и проводником в жизнь этой воистину революционной для дальнейшей судьбы Азова идеи стал Николай Сергеевич Исаханов…
На подобном примере, а таких примеров в истории Азова можно найти немало, становится ясна истинная и определяющая роль человека в истории.
Краткая биографическая справка
Николай Сергеевич Исаханов родился в 1917 году в Армении. До войны окончил автодорожный рабфак и Всесоюзный автодорожный заочный институт.
В пятнадцатилетнем возрасте поступил учеником токаря на Ростовский завод «Красное знамя». Работал старшим инженером Ростовского областного земельного управления, педагогом в Азовской школе механизации и ремесленном училище.
В годы войны был заместителем начальника по эвакуации трудовых резервов на заводы Востока в г. Красноводск (Туркмения).
С 1946 года работал начальником управления «Азчеррыбстрой», затем «Союзспецстрой», «Донспецстрой», УНР-129 и управляющим Стройтреста №3. Трижды избирался заместителем председателя Азовского горисполкома.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, многими медалями. «Заслуженный строитель РФ»,
Почетный гражданин Азова. Его сыновья – Игорь, долгое время был директором знаменитого завода «Арсенал» в Киеве, а Сергей – ученый.
***
Он предложил создание на базе двух управлений строительного треста, с передачей ей в его подчинение работающих по договорам субподряда различных управлений и участков.
Дата рождения Азовского «Стройтреста №3» – 22 февраля 1973 года. Его управляющим назначили Николая Исаханова. Таким образом, в Азове сформировался мощный строительный комплекс, так много сделавший для нашего города, да и не только для него…
Наш ГДК. Еще не убран строительный мусор...
Из истории «Стройтреста №3»
В 1973 году в состав треста вошли: - УНР-107 (руководитель Ф.С. Кириллов, главный инженер
Н.М. Марченко);
- УНР-129 (руководитель Н.М. Масловский, главный инженер В.Г. Вертий);
- УНР-116 (руководитель В.Д. Лосев, главный инженер А.С. Болдырев);
- СУ-103, которое базировалось в г. Батайске, а позднее переехало в Азов (руководитель В.Л. Дыдо, главный
инженер Л.В.Михайлов);
- КСМ-3 (комбинат строительных материалов), руководитель Д.А. Дрейшнер, главный инженер В.К. Лесной;
- Три генподрядных управления, размещающихся в городах Сальск (СУ-105), Батайск (СУ-25) и Волгодонск (СУ-31).
Чуть позднее дополнительно были созданы еще два управления: СУ-20 и УМ-8, а в 1979 году специально для строительства Азовского комплекса детского питания – Су-42.
В качестве вспомогательной базы для заготовки и складирования строительных материалов и конструкций создали еще одно новое предприятие – УПТК-3. Главным инженером вновь образовавшегося треста был
назначен Александр Петрович Жилин.
Управляющие трестом «Азовстрой» и «Стройтрестом №3»
Н.С. Исаханов (1973-1977 гг.)
В.В. Ковалев (1977-1987 гг.)
В.М. Сафаров (1983-1984 гг.)
В.М. Певнев (1987-1991 гг.)
А.И. Загоруйко (1991 - 1994 гг.)
Интересная подробность
Около 70% иженерно-технических работников «Стройтреста №3» – не коренные азовчане, а приезжие, в основном сибиряки и уральцы. Подавлящее большинство их надолго пустили свои корни в Азове.
Факт
Сразу после амнистии, наступившей после смерти Иосифа Сталина, количество азовских строителей резко увеличилось. Конечно же, за счет возвращавшихся из лагерей людей…
Интересный факт
После завоевания Азова в конце XVII века Петр Первый для строительства крепости распорядился выделить солдат и стрельцов «по 1000 человек с переменою посуточно…»
Из истории Азова
В производственных документах пятидесятых-шестидесятых годов существует термин «автогужевой транспорт». Например, в 1961 году за Азовским портом числились три лошади. Их использовали на строительстве жилого дома по улице Красногоровской.
Факт
В пятидесятых-шестидесятых годах в СССР учредили 13 новых орденов и медалей. Среди них – медали «За отвагу на пожаре», «За освоение целинных земель», «За спасение утопающих», а также «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
(Продолжение главы – в следующую субботу)