CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XXXIX: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
АЗОВ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ОБОРОНА, ОККУПАЦИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЕ (Продолжение главы)
С декабря Азовский порт превратился в военный. Его начальником стал старший лейтенант П.Н. Беседин.
К январю 1942 года из пяти вагонов и трех 76-мм орудий сделали бронепоезд, которому присвоили имя «За Родину!» (133 человека рядового и младшего начсостава, командир — уроженец Одессы старший лейтенант М.Р. Чечельницкий). Бронепоезд дислоцировался в Азове (в память об этом на железнодорожном вокзале нашего города установлена мемориальная доска) и курсировал по железнодорожным веткам Азов-Батайск и Батайск-Кущевка.
У Азова строились оборонительные сооружения.
Помимо бойцов Красной Армии, их строило взрослое население Азова и района и школьники старше 16 лет.
Сооружения строили в юго-восточной части города: с других сторон Азов, как известно, защищен рекой и возвышенностями.
Много забот было у мирных жителей. Пришло время сева. Нужно было трудиться, выполняя и перевыполняя план, за тех, кто ушел на фронт. Эвакуированное из Азова оборудование начало работать в глубоком тылу. На Семипалатинскую (Казахстан) чулочную фабрику прибыло 156 единиц азовского оборудования и 6 азовчан. В поселок Кизил-Су (рядом с г. Красноводском) поступила часть оборудования нашей судоверфи.
Оборудование холодильника из рыбзавода отправили в Астрахань. Азовчане и жители района не только работали, но и по возможности помогали фронту теплой одеждой, деньгами, продуктами.
В Азове с 1 апреля по 1 мая 1942 года в школе № 1 располагался эвакогоспиталь № 3207. А в это время обувная фабрика шила для армии сапоги, на судоверфи изготовляли макеты ложных аэродромов, понтонные переправы, аэросани. Лесо-бондарный завод изготавливал ящики для снарядов...
К весне события стали развиваться стремительно и катастрофически для Красной Армии. А летом, в июле 1942 года, враг прорвал оборону наших войск между реками Дон и Северский Донец. Появилась угроза окружению войск Южного фронта. Уже 21 июля противник, прорвав участок обороны между Константиновском и Каменском, вышел к внешнему обводу ростовского укрепрайона.
К 1 июля личный состав Отдельного Донского отряда, действующего в наших краях, не превышал семисот человек.
В него входили 13-й и 14-й дивизионы сторожевых катеров, монитор «Железняков», канонерские лодки «Ростов-Дон», «Серафимович». «Октябрь», 40-й отдельный артдивизион.
Если посмотреть на большой район боевых действий, в котором он оперировал, — силы невеликие.
С 23 июля и до прихода немцев, Азов бомбили часто. С вражеской авиацией боролись канонерки, бронепоезд «За Родину!» Мы знаем много случаев героизма со стороны наших защитников.
И.Т. Сахаров, в дальнейшем командир партизанского отряда, писал в своем дневнике, уникальном по своей значимости историческом документе, что, возвращаясь 25 июля из Полтавы в Азов, видел вереницы беженцев. «Улицы в городе изуродованы... Деревья и столбы сбиты, все горит. Горят мельница, школа № 2».
И.Т. Сахаров
Несмотря на то, что в ночь на 27 июля Обуховку отбила у противника рота морских пехотинцев под командованием старшего лейтенанта П.С. Зинина, и в течение десяти часов удерживала ее, несмотря на то, что образовался Павло-Очаковский узел сопротивления, где мужественно, до 31 июля, сражалась батарея под командованием старшего лейтенанта Желудько, отмеченная в сводке Совинформбюро.
Уже 28 июля в Азов вошли оккупанты...
Осенью 1942 года оккупанты и их приспешники пытались восстановить и наладить обмолот зерна, уборку других сельскохозяйственных культур. Понятно — для нужд «Великой Германии». Интересно, что они не стали разрушать структуры колхозов и совхозов. Видимо, подобная форма коллективного труда их вполне устраивала. Просто председателей они заменили старостами.
В мелких хуторах района, где не было кустовых полицейских постов, наблюдалось полное безвластие.
В Азове для выполнения своих приказов оккупанты частенько направляли румын, всячески заигрывая с населением. Саботаж со стороны наших земляков имел более бытовое, чем идеологическое свойство. Хлеб, например, прятали для собственного питания.
Исторический факт
Комендантом Азова был Мейер. Бургомистр — Иван Титус, начальник полиции — Петр Попов (оба азовчане). Заместитель Ивана Титуса — его зять, В. Заболотько, занимал должность главного агронома и сельхозкоменданта.
В этом штате на оккупантов работали старшина Медведев и Александр Эмильевич Нидерштрассер. Последний, из числа немцев-колонистов, ранее работал в аппарате РК ВКП(б). Он был оставлен в Азове командованием Азовского партизанского отряда в качестве связного-резидента.
В штате полиции состоял заместитель начальника, некто Дмитриев (он был заместителем по Азову), а также заместитель по району — Попов и полицейские.
Все свои службы оккупанты разместили в нынешнем здании краеведческого музея... Также в городе разместились румынская кавалерийская часть и пехотно-артиллерийское подразделение немцев.
Еременко Петр - участник Азовского партизанского отряда, погиб в селе Семибалки
Исторический факт
В январе 1943 года между Порт-Катоном и Ново-Маргаритовкой были выброшены три советских парашютиста. Немцы схватили их и увезли в Азов. Партизаны отомстили тем, что уничтожили оставшийся в Маргаритовке усиленный патруль оккупантов.
Из рассказов земляков
Осенью 1943 года, когда немцы стали вывозить материальные ценности из Ростова-на-Дону, большая баржа села на мель в районе Павло-Очаковки. В ней, в частности, оказалось много баянов с Ростовской музыкальной фабрики. Местные жители растащили их и практически в каждой семье тогда было по паре баянов...
(Окончание – в следующую субботу)