CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XXXV: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
ОТ ГРАЖДАНСКОЙ ДО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: АЗОВ ПРИ НОВОЙ ВЛАСТИ
Азов практически не развивается: в начале тридцатых годов на весь город приходится лишь 75 фонарей, которые освещают лишь городской центр. Дороги не ремонтируются. По улицам частенько бродит скот, уничтожающий саженцы, которые сажает организация, называемая «Садземтрест». Неприглядность и неблагоустроенность Азова в те годы отмечают многие...
Но новые веяния не минуют город. В середине двадцатых годов в Азове появляется телефон (в 1927 году телефонная станция обслуживает 50 абонентов). В конце двадцатых годов в Азове аж 11 радиоприемников, а в 1931 году в городе создан радиотрансляционный узел.
Перед второй мировой войной та промышленность, которую мы имеем в виду, говоря о крупных промышленных центрах, или о более или менее системном развитии индустрии, в Азове отсутствовала. Существовал ряд мелких, полукустарных предприятий, из которых выделялись Азовская судоверфь и рыбзавод — гордость предвоенного Азова.
Перечислим их все в алфавитном порядке...
Азовская государственная обувная фабрика была сформирована, как и чулочная, в конце тридцатых годов на базе многочисленных городских примитивных артелей. Новую фабрику постарались механизировать и оснастить всем необходимым.
Основной ее продукцией были сапоги для рыбаков и тружеников лесосплава. Выполняли заказы и для Красной Армии.
Азовская судостроительная верфь была гордостью и надеждой Азова. В нашей книге мы рассказываем о ней более подробно в последующих главах.
Государственный маслозавод № 13 им. Муралова (член бюро Донкома РКП(б) — бывший маслозавод, хозяином которого был некогда Ваксов... Маслозавод начал действовать как государственный в 1923 году. Работало на нем чуть более ста человек. Многие руководящие азовские кадры вышли из его стен. В сезон 1926/27 гг. предприятие вырабатывало в сутки до 3500 пудов масла.
Камышитовый завод работал сезонно — с апреля по ноябрь и производил с помощью прессов маты из камыша, которыми при строительстве заполнялись внутренние пустоты стен. В конце двадцатых годов на нем трудились пятьдесят человек.
Об истории кирпичного завода более подробно написано в этой книге выше. В середине тридцатых годов он производил до 20 тысяч штук кирпича в смену и являлся базовым для Азовского района и Азова.
Кустарную промышленность представляли в Азове и Азовском районе различные рыбопромышленные товарищества, в которых работало около четырех тысяч человек. Хорошие рыбные «урожаи» способствовали развитию этой, всегда уважаемой на Дону отрасли.
В середине двадцатых годов пуд рыбы стоил на рынке 80 копеек. Для сравнения — средняя ежедневная зарплата работницы чулочной фабрики составляла 1 руб.97 копеек.
В городе в середине двадцатых годов существовал сапожно-шорный цех, столярная артель инвалидов, работали артели обувного и швейного производства, в Азове и Азовском районе было около тысячи так называемых «квартирников» (сапожников-единоличников).
Рабочим кооперативом «Смычка» в 1927 году были созданы хлебозавод и колбасный завод.
Лесопильно-бондарный завод был построен в 1932 году на базе рыбокомбината. Но уже в следующем году «бондарка» превратилась в самостоятельное предприятие — Азовский бондарный завод. Он снабжал тарой, в основном, рыбную промышленность.
Мясокомбинат сформировали за четыре года до войны, использовав базу городской бойни. Работавшие на нем в то время рассказывают о том, что производство было крайне примитивным.
Первая Донская государственная чулочная фабрика им. Кутузова (бывший председатель ЦК Всероссийского профессионального союза текстильщиков, репрессирован в 1937 году).
Она была создана перед первой мировой войной азовскими купцами Серебряковым и Яковлевым. В 1927 году на фабрике работало около 130 человек.
Исторический центр Азова. 1939 год
Пивзавод существовал в Азове еще до революции, его владельцем был Г.Е. Котелевец (председатель Азовской городской Думы в смутном 1917 году). Пиво, выпускаемое предприятием, славилось далеко за пределами Азова, о нем ходили легенды.
Завод использовал воду из родника и на нем работало до войны около тридцати человек.
Промышленная кооперация Азова была представлена почти десятью артелями местной кустарной промышленности, объединившимися в 1930 году в так называемый Промкомбинат. Ремонтировали сбрую и сапоги, шили новую обувь, вязали рыбацкие сети, производили тазы и ведра, щетки, газированную воду, никелировали кровати и велосипеды. Основную часть работающих в промкооперации составляли инвалиды, многие из них работали на дому.
Рыбный комбинат разместили в западной части Азова на берегу Дона в старых помещениях шерстомойки, которой некогда владели купцы Алексеевы. В 1928 году там был построен холодильник объемом 700 тонн. Именно в этом году азовские рыбные товарищества объединились в рыбзавод. Предприятие постоянно совершенствовалось и реконструировалось. В 1938 году завод, ставший комбинатом, дал 62% всей рыбной продукции области (более 279 тысяч центнеров).
В 1939 году появилась идея построить на его базе рыбоконсервный завод, но этим планам помешала война.
Струнная фабрика в основном выпускала музыкальные струны и так называемый «кетгут» — специальный материал для внутренних швов при медицинских операциях (он затем рассасывался, т.к. производился из кишок баранов). На фабрике работало менее тридцати рабочих и служащих.
Типография в Азове была еще до революции. Затем она попеременно находилась в ведении коммунхоза, издательства газеты «Колхозное Приазовье» и «Красное Приазовье». В конце тридцатых годов в типографии работало около двадцати человек. Выпускали не только газету, но и выполняли печатные работы для местных нужд.
Чулочная фабрика, расположилась в конце тридцатых годов на ул. Московской, в здании, где сейчас находится налоговая инспекция. Ее сформировали на базе мелких частно-кустарных предприятий, по возможности реконструировав и технически переоснастив производство. К 1941 году здесь работало около трехсот различных машин, в том числе и импортные из Германии. А трудилось до тысячи человек, в основном женщины.
Перед войной фабрика производила носки и чулки, детские изделия, и даже тонкие женские чулки из вискозы со швом — последний «писк» моды тех времен.
В 1940 году азовские чулочницы получили переходящее Красное знамя Наркомата легкой промышленности СССР. Женщины-труженицы чулочной фабрики активно участвовали в социалистическом соревновании, всегда были в числе активисток городского женсовета.
В годы Советской власти поначалу существовала и мелкая частная промышленность, в которой работали сами хозяева и члены их семей. Они занимались засолкой рыбы, выпечкой хлеба, изготовлением колбас, мукомольно-маслобойным делом, бондарным производством, изготовлением жестяных и скобяных изделий, ремонтом домашней утвари. Затем, в тридцатых годах, когда страна взяла курс на индустриализацию, большинство из них были свернуты. А другие, важные и необходимые, перешли в ведение государства.
Сколько стоит за этим сломанных судеб и разоренных семейных хозяйств — неизвестно...
Артель "Вперед". 1928 год
Вернемся непосредственно в тридцатые годы. Есть тема, которая занимает достойное место в истории Азовского района. Это — коллективизация. Азова она коснулась лишь в той степени, что экономически и административно город был связан с селом неразрывными узами...
В 1930 году в Азове открыли машинно-тракторную станцию, знаменитую Азовскую МТС, которая интенсивно развивалась, получив в самом начале шесть тракторов «Фордзон». В феврале 1940 года Азовская МТС была награждена орденом Ленина, а ее директор — И.Д. Курагин орденом «Знак Почета» (по другим источникам — орденом Трудового Красного Знамени).
Важная тема в оценке происходящих после прихода в Россию Советской власти событий — развитие культуры как таковой. Она развивалась и качественно и количественно, постоянно находясь под неусыпным идеологическим присмотром партии.
В страну пришла (за редким исключением) всеобщая грамотность — и это нельзя не оценить. Если в конце XIX века в Ростовской области были неграмотными до 75% детей начальной школьно-возрастной группы и 60% юношей и девушек школьного среднего возраста, то уже в тридцатых годах XX века ситуация изменилась самым коренным образом. В 1934 году в Азовском районе было всего лишь две тысячи неграмотных в возрасте от 14 до 30 лет. Это — настоящая революция в области культуры.
Перекресток пер. Февральского и ул. Кирова. 1936 год
В конце тридцатых годов в Азове девять школ первой ступени и одна — школа-девятилетка им. Ленина. В них обучается более 2 000 человек.
В 1931 году происходит переход на обязательное четырехлетнее, а в 1937 году — семилетнее образование.
Уже в 1939 году в Азове одиннадцать (!!!) школ, из которых шесть — средние. В них обучается пять тысяч ребят. Более подробно о развитии в городе других видов обучения мы расскажем в соответствующей главе — история народного образования, это важная составляющая истории Азова, которую обойти нельзя.
Центральная библиотека возобновила свою работу в 1920-м году, и тогда ей было присвоено имя Михаила Макаровского. А через семь лет в Азове действовали двенадцать библиотек (десять фабрично-заводских и две городские). В Азове работают самодеятельные театры агитационного свойства. В городе в 1927 году один кинотеатр и три клуба. Это Дом работников просвещения, Клуб строителей и Межсоюзный клуб имени Первого мая.
Фото тридцатых годов...
Культурная жизнь развивается, и этому способствует непосредственная связь Азова и Азовского района: в 1937 году в районе 15 клубов и шесть кинотеатров.
А в это время политическая ситуация в Европе и в мире быстро менялась. Мир дышал гарью надвигающейся войны. И она не заставила себя ждать...
Из истории пожарной охраны
В тридцатых-сороковых годах и позднее пожарная охрана Азова располагалась во дворе нынешнего здания Азовского музея-заповедника, где когда-то находился райисполком. Пожарники дежурили на башне здания, наблюдая оттуда за пожарной ситуацией в городе.
Пожарное депо Азова. 1932 год
О транспорте
В 1931 году в Азовском районе было всего лишь два легковых и три грузовых автомобиля, два мотоцикла и одна пожарная машина.
Мимо крепостных валов. Азов, 1939 год
Из народных легенд
Известно, что Герой Советского Союза Алексей Маресьев, чей подвиг описан в книге Б. Полевого “Повесть о настоящем человеке”, обучался до Великой Отечественной войны в Батайской летной школе. Один из аэродромов школы находился в Азове.
Многие азовчане уверяют, что первая жена героя — азовчанка.
Важная цифра
Если в 1920 году в Азове проживало 18053 человека, то в 1939 году, накануне войны, — 25000 человек.