CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XIX: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
ВЕК XVIII: АЗОВ РОССИЙСКИЙ, ТУРЕЦКИЙ, РОССИЙСКИЙ... (Продолжение...)
После подавления восстания Азов становится центром Азовской губернии, и вся территория войска Донского, провинившегося перед царем, вливается в состав губернии. Азовская губерния, одна из восьми губерний, на которые разделил административно Россию Петр, между прочим включает в себя Бахмутские соляные прииски: из соляных доходов позволено оплачивать жалования солдатам Азовского гарнизона. Губернатор — Иван Андреевич Толстой.
Позднее, в 1710 году, Петр включает в состав Азовской губернии и Воронежскую. Тогда, по переписи, в Азове проживало 11630 человек, а в округе Азова — более двадцати тысяч. А сейчас политическая ситуация напряжена до предела. Петр задабривает турецких послов драгоценными мехами. У него связаны руки — Россия участвует в Северной войне.
Победа Петра под Полтавой положительно сказывается на азовской ситуации. В ноябре 1709 года Турция подтверждает мир с Россией, грамота турецкого султана Ахмета от 3 января 1710 года закрепляет мирный договор на тридцать лет. Строительство крепости продолжается. По большому счету она строится и совершенствуется почти весь восемнадцатый век. Мастеровых шлют в Азов из Киевской и Азовской губерний, Тамбовской провинции, дефицитная профессия — каменщики.
В Азове трудятся пленные шведы, латыши, эстонцы и карело-финны. В отношении строительства в Азове Адмиралтейства существовали амбициозные планы: его намеревались строить ниже Азова по Дону, там, где сейчас развернулись современные грузовые терминалы... Как это и можно было предвидеть, отношения между Россией и Турцией вскоре вновь накаляются — теперь интригует Польша. Под ее нажимом в ноябре 1710 года Турция объявляет России войну. Основные военные действия разворачиваются на берегах Днестра и Прута, в Галиции и Подолии. И складываются они крайне неблагоприятно для российской армии...
На Азов без конца нападают крымские и кубанские татары, казаки-некрасовцы (бунтовщики-булавинцы, ушедшие на Кубань к туркам под руководством сподвижника К. Булавина атамана Игната Некрасова). Азов готовится к обороне: известно, что в Константинополе формируется флот для его захвата. Он появляется в Азовском море в июле 1711 года. Из-за мелководья флот становится на траверзе Кагальника.
С суши к Азову идет огромная, почти полумиллионная армия, в составе которой на стороне турок собираются воевать опальные казаки-некрасовцы. Навстречу им, из Царицына, спешит на помощь Азову русско-калмыцкая армия под командованием П. М. Апраксина, родного брата Ф. М. Апраксина, бывшего тогда азовским губернатором. Почему русско-калмыцкая? Потому что еще в 1661 году калмыки официально приняли подданство России, в Азовской крепости служили и конные калмыки.
Все напрасно... Прутская кампания проиграна. И 12 июля 1711 года, согласно условиям договора, Азов вновь отходит к Турции, а Таганрог подлежит разорению. Передача крепости начинается второго января 1712 года. Идут откровенные торги. По условиям договора, Азов должен быть передан туркам в таком же состоянии, в каком он перешел ранее к России в 1696 году. Турки требуют вернуть им медные пушки, которые взяты в свое время русскими в качестве трофея. Русские предлагают им чугунные, задабривая турок ценными мехами и, в свою очередь требуя от турок денег за сооружения, построенные ими.
Продаются корабли, провиант, разного рода имущество. Вывозятся оружие, амуниция, церковная утварь. Можно представить себе, с какой болью покидают русские Азов, «тех мест, где столько труда и убытков положено...» — так пишет Петр Апраксину, находясь в великой печали. Очередной исторический круг замыкается. После шестнадцатилетнего обладания Азовом Россией, город-крепость вновь под турками. На целые двадцать пять лет...
Об этом времени известно немного. Турки получили в свое распоряжение сравнительно мощную крепость, вдобавок укрепив ее. Турция рассматривала крепость как форпост для своей дальнейшей экспансии на Север и на Юг. С ее помощью она рассчитывала перекрыть России торговые пути на Восток, захватив прикаспийские территории. Азов стал административным центром так называемого санджака. Здесь обосновал свою резиденцию двухбунчужный паша.
Бунчук — это длинный конский хвост на шесте, отличительный знак и одновременно символ власти. В исторических документах-картах той эпохи Азов изображается как замок с двумя развивающимися конскими хвостами. Интересно, что из Церкви Похвалы Пресвятой Богородицы, некогда переделанной русскими из мечети, турки вновь сделали мечеть Баязида Веле. Азов стал походить со своими минаретами на миниатюрный Стамбул. Но крепость нужно было еще снабжать и защищать.
Донские казаки совершали на турецкие коммуникации постоянные набеги, якобы «увлекаясь охотой». Туркам и казакам, во избежание недоразумений, выдавались специальные документы — подобие паспортов. Обстановка была очень напряженной. Русские для защиты своих южных рубежей держали севернее Азова целую армию. В 1725 году Петр Великий умер, основав Санкт-Петербург, победив шведов в морском сражении у Гангута, организовав экспедицию князя Бековича-Черкасского в Хиву, заключив Ништатский мир со Швецией и присоединив к России западное и южное побережье Каспийского моря.
Миновали эпохи царствования Екатерины I и Петра II. К власти в 1730 году пришла Анна Иоановна, дочь Ивана V Алексеевича, герцогиня Курляндская. Фактически страной в это время правил ее фаворит Эрнст Иоганн Бирон... Поводом для новой русско-турецкой войны послужило следующее событие. В 1735 году Турция вела войну с Ираном. Для захвата каспийских территорий Ирана турецкий вассал хан Коплан-Гирей отправился с армией через российские владения на Тереке и Кубани, несмотря на протесты России. Весной 1736 года Россия объявила войну Турции...
Кампания 1736 года — классика военной российской мысли. Воевать предстояло в хорошо известных местах, изученных вдоль и поперек. Русские выбрали два стратегических направления — Крым и Азов. Генерал-фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних составил детальный план штурма Азова. Генерал-фельдмаршал Петр Петрович Ласси (встречаются источники, где его фамилия звучит как Ласи), заслуженный военачальник ирландского происхождения, командовал экспедиционным корпусом.
Донскими казаками, участвующими в операции, командовал атаман Иван Краснощеков. С Дона на легких судах к Азову подступил контр-адмирал (есть документы, где его звание — вицеадмирал) Петр Бредаль. Крепость окружили около ста тысяч человек (по другим источникам — 40 000). Азов защищал гарнизон численностью чуть более шести тысяч человек.
Кочующие рядом с Азовом татары, перепугавшись столь большой русской армии, пытались убежать на Кубань. За ними послали преследователей — калмыков и кабардинцев, воевавших на стороне русской армии. Армия начала осаду 20 марта. Уже 16 мая была занята часть крепостного палисада. Турки защищались организованно. Завершив строительство осадных сооружений, русские открыли шквальный огонь из мортир, взорвав турецкий пороховой погреб, разрушив мечети и более ста домов.
18 июня были окончательно взяты палисад и предместья Азова, а 20 июля 1736 года турки капитулировали. Комендант Ибрагим-ага отдал ключи от Азова генерал-фельдмаршалу Ласси. Жертв, по масштабам того времени, было немного: не более трех тысяч с той и другой стороны.
Из азовских мифов и легенд
В донской печати на переломе восьмидесятых-девяностых годов XX столетия оживленно обсуждалась легенда, согласно которой между Азовом и Кагальником находится Забарин колодец. Его якобы совершенно случайно обнаружил еще в XVIII веке казак Забарин, вспахивая свое поле. Колодец оказался выложенным камнем. А рядом с колодцем находится курган, в котором спрятан клад из шести клепаных бочек, висящих на дубовых палках...
Клад принадлежит Петру Калнишевскому, последнему атаману Запорожской Сечи, который, после ее разгрома бежал под Азов. Историки категорически опровергают эту легенду (П. Калнишевский на Дону никогда не бывал). Но время от времени в различных средствах массовой информации появляются сообщения о кладах аланского царя Индиабу, который, может быть, зарыт в наших краях. И это далеко не единственная легенда...
Литературный факт
Вольтер (Мари Франсуа Ариэ), знаменитый французский философ-просветитель и писатель, в одном из своих романов отправил своих героев в Азовскую крепость.
Из исторических документов
Купцам, которые переселялись в Азов в 1769 году, давалось государством на обзаведение торговлей по 150 рублей. Это были немалые деньги: икра стоила 80 копеек пуд. В месяц солдат Азовской крепости получал 1 руб. 29 копеек, хороший плотник — 8 рублей в месяц.
(Окончание главы – в следующую субботу)