Новая Азовская Газета.ru / Новости / Азов / СУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-VIII: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"

СУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-VIII: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"

                 Западная Европа и Азов: страницы истории XIII-XV веков (Окончание. Часть третья)

 

И все-таки венецианцы и генуэзцы восстанавливают Тану. Они вновь возводят крепость, жилье, лоджию, церковь, завозят на судах оружие и боеприпасы.

 

В 1410 году ночью на Тану во главе почти двух тысяч всадников нападает Пулад-бек. Вновь все сметено и разрушено, горят постройки, идет резня христиан, оставшихся в живых берут в рабство. Особенно достается венецианцам. Генуэзцев, как союзников татар, не трогают...

 

На следующий год на Тану нападает уже Тимур, заключая и венецианских, и генуэзских торговцев в темницу, из которой они выходят, лишь уплатив огромный выкуп.

 

Несчастья продолжаются. Еще через год богатый караван венецианцев и генуэзцев грабят черкесы и татары. В 1415 году Тану осаждают турки и черкесы. Весной 1418 года очередная беда — на Тану вновь нападают татары и, несмотря на мужество генуэзцев и венецианцев, вновь захватывают город и вновь предают его огню.

 

В 1427 году Тану осаждает хан Девлет Берди и после долгого сопротивления захватывает город-колонию...


 Удивительно: в относительно мирные периоды между этими страшными нападениями западноевропейцы вновь и вновь восстанавливают город. Это ярчайшее и убедительное доказательство его ценности для торговли как моста, соединяющего Запад и Восток, Север и Юг. Казалось бы, зачем вновь и вновь, неся колоссальные убытки и человеческие жертвы, строить буквально на голом месте, там где пепелище и развалины, город?

 Его, золотоордынского Азака, к 1420 году уже не существует. Нет его ремесленных кварталов, буйства и роскоши базара, многоголосья толпы. Тлен и прах, прах и тлен вокруг, за пределами земляных валов Таны. И рядом неисчислимое количество раз венецианцы и генуэзцы, почти постоянно враждующие друг с другом, вновь строят свой быт и свою защиту — крепость и торговую колонию. Строят валы, строят башни, делают ворота с подъемным мостом. Вместе с товарами привозят в Тану ломы и заступы, лопаты и стройматериалы...

 

Во время осады 1427 года давнишние соперники и конкуренты, правда, ненадолго даже дают друг другу клятву «вместе давать отпор захватчику, даже если обе республики будут находиться в состоянии войны». Случай для истории беспрецедентный! Этот союз длился недолго: экономические и политические амбиции взяли верх, но благодаря такому, пусть и недолговечному братству итальянцы довольно долго сопротивлялись татарам.

 

Притягательность Таны для итальянцев была настолько велика, что, несмотря на бесконечные погромы, купцы плыли и плыли сюда, узнавая предварительно и осторожно в Константинополе, живы ли еще колонии, есть ли там люди?

 

В первой половине XV века происходит постепенный распад Золотой Орды. Междоусобицы внутри нее приводят к тому, что образуются Большая и Ногайская Орда, появляются Казанское, Крымское и Астраханское ханства. Азак (Тана) входит в состав Большой Орды, но уже понятно, что Ордынская часть города обречена. Некому ее защищать, некому покровительствовать торговле, получая свой куш в виде пошлины. «В пасти врагов наших», — говорят о Тане в Венеции.

 

 В 1429 году заканчивается очередное возведение всех фортификационных сооружений и укрепление порта по последнему слову европейского строительного искусства. Все как положено: башни с бойницами, три подъемных моста, «палисады» из кольев высотой в несколько метров, вбитых в землю. Так, в архитектурно-фортификационных очертаниях колонии-порта уже почти отсутствуют восточные, татарские мотивы, хотя в городе постоянно присутствует татарский сборщик пошлин — коммеркарий со своими слугами.

 И снова Тана оживляется. Лавки и жилые строения, оживление среди ремесленников, торговля рабами... Причем инициатива переходит в руки генуэзцев: они платят налогов меньше, чем венецианцы. Кто только здесь не живет, приезжая и уезжая! Немцы, жители итальянских Болоньи и Милана, греки, болгары, татары, русские, обитатели Крита и Родоса, армяне и жители современного Дубровника, который тогда именовался Рагуза... В наиболее активные для торговли времена года шумели таверны: в них гуляли капитаны и патроны, их советники и кормчие, плотники и конопатчики, горнисты и барабанщики с прибывающих в Тану галей, навов и кокков итальянцев.

 

Военные, землевладельцы, конечно же, купцы, пекари и плотники, священники, нотарии — все, кто составляет социальную структуру торгового центра эпохи раннего Возрождения, побывали и жили здесь.

 

Опять из Таны в далекую Венецию везут ткани, рыбу, зерно и воск. Предпочтительным товаром в эпоху войн и набегов являются рабы, с которыми хозяин, вступивший в свои права, может делать все, что ему угодно, — убить, наказать, помиловать.

 

Кто они, рабы, которых сотнями вывозят из наших краев в Венецию, на невольничий рынок Средиземноморья? Все, кто попадают в полон, прежде проживая на огромной территории Причерноморья и Приазовья, Северного Кавказа и Дикого поля. Стоит отметить: например, начало XV века для Руси — это эпоха бесконечных феодальных войн. Уже произошла Куликовская битва, но через два года после нее хан Тохтамыш разгромил и разорил Москву. 

До окончания монгольского ига — почти век. И среди рабов — славяне всех возрастов, которые, «проездом» через Тану в качестве невольников, отправляются в Южную Европу и Северную Африку, чтобы оставить там свой исторический след. Рабы поставлялись для гвардии египетского султана, он имел в Тане свое представительство для закупки живого товара. Рабов через Тану вывозят так много, что в 1368 году они, скопившись в Венеции, чуть не начинают восстание. Их приходится срочно и за дешево «разбрасывать» по другим странам.

 

На каждом судне — до двухсот рабов. В год вывозят триста-четыреста человек в Венецию, откуда они растекаются по Европе, конечно же, выбирают самых крепких и перспективных. Рабов в неограниченном количестве вывозят в Константинополь.

 

Доходит до того, что подобно современным морякам, привозящим «иномарки» из Японии во Владивосток, морякам того времени позволяется вывозить личных рабов из Таны к себе, в Италию...

 

Тана процветает. В 1442 году на нее опять в очередной раз нападают татары, сжигая венецианский квартал, но Тана отстраивается. Она там, где сейчас спуск к речному вокзалу. Рвы вокруг стен, церкви (есть упоминание о церкви Св. Николая), площадь — дома располагаются в виде террас, ниспадающих к Дону, это — настоящая средневековая крепость...

 

Но жизнь поворачивается по-другому. Иные державы и иные государственные образования вписывают свои новые страницы в историю...

 

В мае 1453 года Константинополь — оплот и столица Восточной Римской империи — падает под натиском турок. Турецкий султан Мухаммед II, алчно взирающий на север, и энергично развивающий свою экспансию на все Средиземноморье, нарекает Константинополь Стамбулом.

 

Обрывается связь генуэзцев и затем венецианцев с Таной. Вначале ликвидируется генуэзская колония в Константинополе — Пера, важный перевалочный пункт в генуэзской торговле, затем татары в 1456 году захватывают и сжигают венецианский замок Таны...

 

В июле 1457 года в Тану вступают турецкие войска. Блистательный и уникальный исторический период в жизни Азова, когда он являлся форпостом проникновения западноевропейской культуры в Азию и Русь, заканчивается... Иная эпоха, другие времена наступают в Приазовье. Амбициозная и хищная Турция озирает захваченные пространства, ей грезятся уже не только Приазовье и Северное Причерноморье...

 

Азов становится турецким. Надолго. На целых два века...

 

Из записок 1436 года итальянского торговца Иосафата Барбаро, прожившего в Тане шестнадцать лет, описывающего движение татарской орды мимо города

 

... Сначала шли табуны лошадей, по шестьдесят, сто, двести и более голов в табуне. Потом появились верблюды и волы, а позади них — стада мелкого скота. Это длилось в течение шести дней, когда в продолжении целого дня — насколько мог видеть глаз — со всех сторон степь была полна людьми и животными... Мы все время стояли на стенах, ворота держали запертыми. Поперечник равнины, занятый массами этих людей и скота, равнялся 120 милям (Здесь Барбаро явно преувеличивает, что характерно для многих авторов этой, да и не только этой эпохи. — Авт.)...

 

Исторический факт

Для оценки пушнины — шкур соболей, горностая, лисы и рыси, которые поступали с территории становившегося на ноги Русского государства в Тану, здесь трудилась специальная корпорация скорняков.

 

О бизнесе той эпохи

 

В 1369 году консул Венеции в Тане ищет венецианца, который согласился бы взять в аренду на три года «купания на берегу Дона»... Разумеется, не бесплатно.

 

Это интересно

 

Рабы были настолько прибыльным товаром, что итальянец Бернардо Баруто в погоне за прибылью нагрузил свое судно таким количеством невольников, что оно только чудом не перевернулось, отправляясь из Таны, — свидетельствуют современники.

 

Из документов 1415 года

 

«29 мая 1415 года в Тане Лоренцо дель Ньено из Виченцы поручает... Николето ди Готи из Кандии... получить... все его товары: 7 каратов икры, 3 бочки белуги и 400 осетров, а также русскую рабыню Катерину...»

 

О законах торговли

 

Согласно договору между золотоордынцами и венецианцами, последние имели так называемое «береговое право»: в случае, если их корабль терпел крушение, им возвращались все товары, выброшенные на берег. Мародеры жестоко наказывались…

 

(Окончание главы. Следующая – в следующую субботу)

Добавить комментарий
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив