Музыкальный обозреватель "МК" Артур Гаспарян ответил Юрию Лозе
Многие букмекеры, как и в случае с Сергеем Лазаревым на «Евровидении», промахнулись в ставках на культового японского писателя Харуки Мураками как потенциального фаворита нынешней Нобелевской премии в области литературы. Узнать, что присудили ее американскому рок-барду Бобу Дилану, было и для меня настоящим потрясением широкого диапазона – от удивления новостью поутру до феерического восторга ближе к вечеру.
Весь день размышляя с остальным, без преувеличения, миром (правильно дали, не правильно?), я только однозначно понимал с первой минуты, что в любом случае случившееся намного прикольнее и позитивнее, чем та же Нобелевская премия мира палестинскому террористу Арафату, из-за чего до сих пор не могу успокоиться, даже спустя столько лет после кончины последнего от подозрительной болезни.
Нобелевский комитет, что называется, отчебучил. На ушах стоит действительно весь мир. В «МК» высказались наши рок-мэтры Александр Градский и Андрей Макаревич. Даже не сомневался, что разумные и образованные люди скажут «да» и порадуются, как за коллегу, так и за весь жанр рока в его музыкальной, поэтической, не говоря уже о протестной, ипостаси.
Разумеется, здешний новоявленный нигилист и ниспровергатель всего и вся, бывший хитмейкер Юрий Лоза тоже не остался в стороне. Мол: «Почему за американскую культуру надо давать общемировую премию?».
Согласно мотивационной части, изложенной секретарем Шведской Академии Сарой Даниус, 75-летний мэтр награжден «за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». Снобы съязвили: «Премия стала окололитературной или околомузыкальной?». Но г-н Лоза копнул глубже, по самые, что называется, помидоры. «Ей всего сто лет!», - тыкал он пальцем в «американскую песенную традицию», в то время, как европейская, дескать, корнями уходит «в глубокую древность».
Правда, в Америке высадились все-таки не марсиане, если память не изменяет, а португалец Колумб в 1492 г., потом столетиями подтягивалась вся Европа – от ирландцев с итальянцами до русских с украинцами, завезли массово и африканцев, скрестились с остатками не истребленных индейцев и родилась «американская культура», которая корнями, получается, уходит в глубокую древность не то, что одного, а целых четырех континентов (учитывая еще и понаехавших позднее китайцев).
«У нас Высоцкий больше вложил в русскую культуру, но его кандидатуру на Нобелевскую премию не рассматривали! А свой Боб Дилан есть и в Китае, и в Японии, и везде их сколько угодно. Но им Нобелевскую премию никто не дает», — бушевал сущим Фантомасом недовольный Лоза. И многозначительно умозаключал: «Получается, это американская премия, которую американцы дали сами себе!». А ЦРУ? Забыл? Не доглядел? Ну, как же, Юра?!
Вот, не крякнул бы Лоза очередной бредятиной, я бы и промолчал, возможно. Потому как, хотя порой и переслушиваю с невероятным кайфом дилановскую Knockin' On Heaven's Door, но назвать себя знатоком не то, что его, а и всей американской поэзии, включая ее рок-сегмент, не взялся бы. Даже при неплохом знании английского. Поэтому формулировку нобелевских мудрецов (многие из которых носители языка, а для других он практически второй основной) я больше принимаю на веру.
Но, Юра, постыдись! Все-таки в отличие от Владимира Семеновича Высоцкого и «великих национальных бардов» стран, которые ты перечисляешь, Боба Дилана знает весь мир. А то, что американская культура, в том числе и песенная, глобальна – факт, хоть и печальный, судя по всему, для тебя, но это – факт. Кто твоей «Девочке в баре» мешал так же стать хитом мирового масштаба? Чего сопли жевать? А русские девчушки t.A.T.u. смогли, и вся Америка (плюс Япония, Австралия, Европа, про Африку, правда, не знаю) им рукоплескала в свое время. Они тоже, как и Дилан, стали частью мировой музыки и массовой культуры. До Нобелевки, конечно, вряд ли дотянут, но свои международные awards, в том числе в Америке, получали. Молодцы!
Когда «бездарная» поэзия «тунеядца» и «асоциального элемента» коренного ленинградца и блокадника Иосифа Бродского стала известна не только КГБ и затравленным читателями «самиздата», но и целому миру, он тоже получил Нобелевскую премию. Характерно, однако, в Америке не нашлось доморощенного «лозы», который бы так истерил из-за нобелевского торжества русской поэтической традиции, зато именно наш советский сволочной агитпроп продолжал «мочить» «предателя родины». До тех пор, пока эта опостылевшая людям серпасто-молоткастая «родина» не захлебнулась в реке истории Лете, и уже здесь, в том числе с высоких трибун, вдруг заговорили о «великом русском поэте». Прозрели так сказать… Можем и Солженицына вспомнить, и Нуриева. Многих…
Боб Дилан не только персонаж из «Зала славы рок-н-ролла», но обладатель и Пулитцеровской премии, на минуточку… Его заслуги в мировой музыке НЕоспоримы. Уже! В литературе? Дискуссионно. Но вовсе не в таком злобненьком ключе, который г-н Лоза, бывший хитмейкер, избрал ныне способом своего тщеславненького пиарчика крайне локального (даже не скажу – национального) масштаба. Ему-то ведь не то что Нобелевка, даже Шнобелевка не светит…
А рокеры всего мира, тем временем, торжествуют. Бунтарский, подвальный, гаражный, андеграундый жанр, которым рок был на заре своего становления, получил ТАКОЕ статусное признание в лице одного из его столпов, первопроходцев и гениев! История совершает новый знаковый виток!
Алла Пугачева давно сказала мудрые слова: «Хорошие песни не стареют, они становятся классикой». Боб Дилан даже не вчера стал классикой – и музыки, и рок-поэзии. После присуждения Нобелевской премии рок-поэзия становится уже формально признанной частью мировой литературы.
Стереотипы пока мешают многим согласиться с этим безапелляционно. Но чем в свое время были художества Микеланджело? Всего лишь популярными и прикладными декоративными украшательствами для развращенных богачей и папских чиновников средневековья. Принтовых открыточек-то тогда в сувенирных лавках не было – чтобы на стеночки-потолочки развесить. Оперы Генделя и опусы Моцарта сочинялись под заказ для монарших «корпоративов» и «дискотек» того времени, чтобы перед соседями-королями выпендриться, дамочек своих ублажить и самим побалдеть да потусить. Если кто и думал о плевках в вечность, то только после сытного ужина под расслабляющий музон придворного «музыкантишки»…
«Кармен» Бизе вообще провалилась на премьере и была беспощадно затоптана критикой за «безнравственность». Скажи им тогда, что это – шедевр мирового масштаба – заплевали бы. Шостаковича еще при наших бабках уличали в том, что вместо музыки он впаривает доверчивой рабоче-крестьянской державе сплошной сумбур и буржуазный формализм…
Человечество и нации с годами и веками переосмысливают собственные достижения и «незыблемые» нормы. Мне думается, что присуждение Бобу Дилану, замечательному музыканту и поэту, Нобелевской премии в области литературы за «создание новых поэтических выражений» является как-раз свидетельством этой вечной диалектики на пути преодоления человечеством собственных стереотипов.
Источник: http://www.mk.ru/culture/2016/10/14/pochemu-bob-dilan-a-ne-vysockiy-artur-gasparyan-otvetil-loze.html
Другие новости по теме:
Добавить комментарий