Российское кино-2016: зрелище всех мастей
Кинокритик Александр Голубчиков — о том, какие факторы предопределили будущее отечественной киноиндустрии на 2016 год и дальше.
В Москве стартовал очередной Кинорынок, в ходе которого станет ясно, с какими лентами предстоит иметь дело кинотеатрам и зрителям не только в дни традиционной новогодней битвы за аудиторию, но и весь 2016 год. А он, к слову, объявлен Годом российского кино. В свою очередь, для владельцев кинозалов 2016-й станет, скорее, годом испытаний, ведь несмотря на большое количество отечественных фильмов, зритель всё чаще выбирает кино зарубежное, никак не соглашаясь поддержать тренд на импортозамещение, ну а государство тем временем настоятельно требует любой ценой довести долю отечественного кинопродукта на больших экранах до 20%.
В 2015 году на экраны вышло более сотни игровых, документальных, короткометражных и анимационных фильмов и альманахов родом из России. Причём большинство из них были сделаны в расчёте на то, чтобы привлечь зрителя, а не только ради удовлетворения творческих амбиций или возможности заработать на производстве, как это было ранее. Были разработаны приличные афиши, которые не стыдно людям показать, были показаны качественные рекламные ролики — казалось бы, зритель, если не в порыве патриотизма, то уж, как минимум, из любопытства должен был потянуться в кинозалы. К слову, в начале года так всё и было: воодушевлял успешный прокат «Батальона» и «Битвы за Севастополь», «Призрака» и «Духless-2». Однако кризис заставил зрителей туже затянуть пояса и даже национальные комедии, которые в последние годы почти вытеснили соответствующую голливудскую продукцию, перестали собирать привычную для жанра кассу.
Кстати о жанрах: 2015 год отметился непривычным для отечественных режиссёров разнообразием — на экранах появились хоррор, красиво и дорого снятая драма, эротический триллер, но даже это не добавило зрителей в кинозалах. А масштабная рекламная кампания спортивной драмы «Воин», если бы стоила продюсерам реальных денег, то едва ли окупилась бы за счёт кинопроката, не говоря уже о возврате затрат на производство.
В современной истории российского кино подобный критический момент уже случался. Это был 2009 год, когда за успехами «Стиляг» и «Тараса Бульбы» последовало несколько лет падения сборов отечественных кинолент, когда кассу собирали только фильмы-события. Выбирая между гарантированным качеством импортного кино и непредсказуемым, по большей части, отечественным, зритель отправлялся на очередной голливудский продукт. И выбор этот посетитель кинотеатра делал вовсе не из вредности, просто всегда приятно заранее иметь представление о том, за что платишь.
Приходится признать, что российское кино пало жертвой собственного прагматизма. Продюсеры и режиссёры, вместо того, чтобы придумывать новые способы удивить зрителя, следовали по проторенной дорожке из типовых сюжетов, размывая и без того небольшую зрительскую аудиторию. Сразу три сказки про Иванушку-дурачка минувшим летом и две однотипных комедии на тему «самая обаятельная и привлекательная», которые выйдут на экраны в ближайшие пару месяцев, яркий тому пример.
Зато грядущий год нам готовит зрелища всех мастей: фильмы-катастрофы «Экипаж» и «Ледокол», исторический эпик «Викинг», фантастические «Мафия» и «Защитники», истории покорения космоса и Крайнего Севера. Российская киноиндустрия вытащила из рукавов все козыри и приготовилась к финальному прыжку. Но вскоре придётся вновь искать силы и средства, чтобы удивлять зрителя в 2017-м, ведь, как ни крути, придётся чем-то заполнять навязанные 20% киносеансов.
Источник: http://lifenews.ru/news/172462
Другие новости по теме:
Добавить комментарий