CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XXXVIII: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
АЗОВ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ОБОРОНА, ОККУПАЦИЯ, ОСВОБОЖДЕНИЕ
О Великой Отечественной войне издано огромное количество литературы — художественной и научной, созданы фильмы, поставлены спектакли, воздвигнуты памятники, написаны картины... Нет ни одного вида человеческой деятельности, которой бы не коснулась память об этом величайшем по своей трагедии и мужеству людей периоду XX века.
Война напрямую коснулась Азова и Азовского района. В связи со своим географическим положением Приазовье оказалось на водоразделе стратегических интересов Красной Армии и немецко-фашистских войск, рвавшихся на восток, к Сталинграду, и на юг, к Северному Кавказу. Наши земляки, как и сотни тысяч других советских людей, сражались в рядах регулярной армии и в составе партизанских отрядов. Их ратный подвиг отмечен высокими государственными наградами. Мы помним об этом и чтим их память.
Память об ушедших и неувядающее уважение к ныне живущим свидетелям и участникам второй мировой войны...
Мы не в состоянии перечислить имена всех наших земляков, мужественно сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, трудившихся в тылу днем и ночью, да и не ставим перед собой такой непосильной задачи.
Редакционная коллегия под руководством редактора Валентины Федоровны Якобсон, и об этом подробнее можно прочитать дальше, совершила подвиг, издав многотомную книгу «Незабываемые годы 1941-1945» — настоящий памятник героизму наших земляков в те годы.
История этих лет складывалась буквально по крупицам. Это были годы мужества, отваги и испытаний: на излом, на верность Родине, на истинный патриотизм.
Необходимо заметить: к началу войны Азов на правах сельского Совета входил в состав Азовского района и административно ему подчинялся.
Азовчане, как и вся страна, жила мирной жизнью. В одном из предвоенных номеров газета «Красное Приазовье» упоминает весной 1941 года как главных агрессоров ... англичан.
Известие о начале войны застало азовчан, как и многих советских людей, на отдыхе у Дона, на рыбалке, за домашними воскресными хлопотами. Тогдашний директор Азовской судоверфи И.Т. Сахаров вспоминал позднее: «Настроение у всех возвышенное»...
Началась мобилизация, 30 июня председатель исполкома П.И. Иванченко, выступая на XIII сессии горсовета, призвал «всю работу промышленности, транспорта, торговли, школ, инженерно-технических работников и всей интеллигенции подчинить задачам полной и окончательной победы над врагом».
Стоит обратить внимание на стиль той эпохи. Инженерно-технические работники и интеллигенция в докладе предисполкома выступают как бы отдельной единицей. Их приравнивают к промышленности и транспорту.
Мужчины уходили на фронт, но надо было собирать урожай. Женщины и подростки становились главной опорой страны в тылу.
В июле-августе 1941 года Азов внешне почти не изменился. Но уже прибывали в город беженцы из западных территорий страны. По городу поползли слухи, один страшнее другого. Была введена светомаскировка. В Азове, по решению бюро обкома ВКП(б) в течение 24 часов был создан истребительный батальон, командиром которого назначили Н.Ф. Гунько, начальника Азовского районного отдела милиции. В батальоне насчитывалось свыше трехсот человек, пешая и конная разведка. На вооружении — старые французские винтовки и ручные пулеметы производства СССР устаревшего образца.
Бойцы батальона обучались, как говорится, «на ходу», в его состав зачисляли и добровольцев старше 16 лет. В задачи входило несение патрульной службы, охрана города от немецких десантников и шпионов, отслеживание выполнения правил светомаскировки, поиск дезертиров.
Центральный наблюдательный пункт батальона находился на здании краеведческого музея, на смотровой площадке угловой башни (в самом здании размещался райком партии).
Есть сведения, что позднее под бетонными плитами в здании, где сейчас размещается налоговая инспекция, был оборудован подземный командный пункт.
В середине июля в области начала формироваться кавалерийская казачья дивизия. Азовской сотней командовал Н.В. Макеев. По инициативе секретаря райкома ВЛКСМ Н. Чевелы два взвода сотни сформировали из рабочих и служащих Азова (комсомольцев и несоюзной молодежи). Остальные взводы — из жителей окрестных сел и хуторов, в том числе из ст. Елизаветинской и Кагальника (кагальницкий взвод располагался у себя).
Штаб формируемого параллельно Азовского полка народного ополчения находился в здании правления рыбколхоза им. Ворошилова на Речной площади в Азове. Сейчас на этом месте установлен памятный знак, хорошо известный горожанам.
Дальнейшая судьба сотни такова: она вошла в состав полка, командиром которого был назначен Н.В. Макеев, в сентябре выступила в район дислокации полка (конезавод им. Кирова в Целинском районе), затем его зачислили в действующую армию под номером 257, после августа 1942 года полк стал 43-м гвардейским, а в ноябре вошел в легендарный 5-й Донской кавалерийский корпус...
Но вернемся непосредственно в Азов. Несмотря на то, что ежедневно на фронт уходили специалисты, сменные задания на предприятиях города никому не снижались. Более того — инициировалось движение за выполнение двух-трех норм за смену. Лидерами промышленного потенциала Азова тогда, как известно, были судоверфь и рыбзавод.
Тем временем ситуация на фронте становилась все опаснее и опаснее. 17 октября 1941 года противник захватил Таганрог. Азов стал прифронтовым городом, ведь до Таганрога было рукой подать. Вот он, виден через залив при хорошей погоде...
В Азове началась эвакуация предприятий. Уже 12 октября вверх по Дону отправились баржи с оборудованием судоверфи.
Райвоенкома назначили комендантом Азова. В здании средней школы № 1 расположился госпиталь, эвакуированный из Белой Глины. Над Азовом стали появляться вражеские самолеты, летевшие бомбить Ростов-на-Дону.
Натиск врага, рвавшегося к Ростову-на-Дону, в основном сдерживали три армии: 9-я, 37-я и отдельная 56-я. Именно в подчинение 56-й армии были переданы Отдельный Донской отряд, два отряда водного заграждения, отдельный подвижной артдивизион и самолеты 9-й эскадрильи, оперировавшие в районе Азова. В городе появились военные моряки Азовской военной флотилии и разместили на нынешней Речной площади свой штаб (здесь сейчас установлен памятный знак).
Политотдел расположился в здании по ул. Московской, 26. Боеприпасы хранили в старом пороховом погребе. 21 ноября противник овладел Ростовом-на-Дону, но уже 29 ноября был оттуда выбит.
А теперь мысленно представим огромный театр боевых действий осенью 1941 года. Враг рвется на Северный Кавказ.
Под Москвой решается судьба страны. Здесь, на юге, рядом с Азовом, противник может оперировать только на пространстве от Таганрога до Ростова-на-Дону, т.к. форсировать Дон в районе Азова, чтобы обойти Ростов-на-Дону со стороны Батайска, что называется, себе дороже: плавни, ерики, камыши, болота.
Поэтому больших сражений в Приазовье и непосредственно в районе Азова не происходило. От Порт-Катона до Азова оборону держала Азовская военная флотилия, Отдельный Донской отряд и другие относительно мелкие воинские подразделения.
Корабли Азовской военной флотилии в бою
Шли бои на правобережье: Синявская, Чалтырь, Хапры. Моряки под командованием легендарного старшего политрука Ц.Л. Куникова, чьим именем сейчас названа школа №3 в Азове. занимали станцию Синявскую.
Легендарный Цезарь Куников
В районе с. Кулешовки разместился полевой аэродром 248-го авиаполка, сформированного в основном из курсантов Сталинградского училища летчиков (летчики прибыли сюда в конце октября и сразу же ввязались в воздушные бои).
Немецкая бомбардировочная авиация больше всего бомбила Ростов-на-Дону. Но доставалось и Азову.
Старожилы рассказывают: рядом с современным зданием Дома детского творчества (бывший Дворец пионеров), находилась городская баня с большой металлической трубой. Немцы, по всей вероятности, принимали ее за какой-то важный объект и частенько сбрасывали в район бани бомбы.
И с т р е б и т е л и 248-полка на Яках отчаянно сопротивлялись. Дрались мужественно и героически. Лейтенанту В.Т. Кулагину за бои над Приазовьем и совершенный таран вражеского самолета был вручен орден Ленина. Войну живыми из первоначального состава авиационного полка закончили только два человека... В память о них рядом с шоссейной дорогой Азов-Кулешовка в 1969 году был установлен памятник. А к 9 мая 1967 года в Азове на ул. Московской также открыли памятник летчикам-истребителям.
Як-1. Максимальная скорость 592 км/ч, 1 пушка, 2 пулемёта. Именно на таких истребителях сражались над Азовом наши лётчики
Из приказа начальника Азовского гарнизона (зима 1941-42 гг.)
Обращаю внимание на случаи «разрушения оборонительных сооружений, растаскивания из этих сооружений досок, бревен, других лесоматериалов».
Факт
На территории Азовского городского парка похоронен один из юных партизан-разведчиков Азовского партизанского отряда Аркадий Михайлович Штанько, погибший смертью грабрых и посмертно награжденный медалью.
Это интересно
Еще до оккупации в Александровском лесу для партизан были заложены специальные ямы с продовольствием, сделано три блиндажа, пулеметные гнезда. Но в период оккупации они были вскрыты посторонними людьми, вероятно, для личных нужд.
(Продолжение главы – в следующую субботу)