CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XXX: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
АЗОВСКИЙ КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ
В самом начале 1919 года в Азове, в бывших казармах 235-го запасного полка, белыми был создан концентрационный лагерь для военнопленных, которые поступали с разных фронтов Юга России, в том числе с Донского фронта.
Бывшие казармы располагались примерно на том месте, где сейчас находится здание Азовской городкой больницы (угол ул. Инзенской и ул. Васильева), рядом с площадью Победы.
Помимо военнопленных, в лагере содержались и арестанты из тюрем Донецка, ст. Лихой и других мест. Лагерем заведовал надворный советник Поройков, а всеми военнопленными на Дону — генерал-майор Елкин.
Это был воистину лагерь смерти. Заключенные содержались в ужасных условиях: раздетые и разутые, они спали на земляном полу. Бараки, конечно же, не отапливались. В день заключенные получали примерно двести граммов хлеба, треть солдатского котелка похлебки. Голодало местное население — о чем же можно было говорить в отношении военнопленных?
Единственным выходом для них было добровольное вступление в Белую Добрармию. Неправда ли, напрашиваются более поздние аналогии? В немецко-фашистских концлагерях можно было избежать смерти, вступив в ряды Русской освободительной армии под командованием генерала Власова...
***
Необходимо отметить: местное население, милосердные азовчане, всячески подкармливали военнопленных. Находящиеся в лагере даже давали взятки писарю, который оформлял очередной наряд военнопленных, направляемый в город за водой и хлебом.
Все знали — в Азове можно перехватить у местных жителей лишний кусок хлеба.
Прокурор Новочеркасской судебной палаты, курировавший азовский концентрационный лагерь, отмечал, что перед условиями содержания в этом лагере бледнеют все жестокости немецкого плена.
«В лагере до 10 000 человек пленных, содержащихся в таких антисанитарных условиях, что смертность достигает 130 человек в день. Хоронят умерших ежедневно массами, в общих могилах, едва засыпая трупы землей, причем медицинский надзор, по-видимому, совершенно отсутствует, и недавно один из погребенных, зарытый живым, ожил, разрыл землю и вышел из могилы.
В другой раз красноармеец, которого признали умершим и принесли хоронить, перед погребением встал на ноги. Заключенные доведены до отчаяния, случаи самоубийства часты, и недавно один из заключенных в целях самоубийства бросился на штык часового.
Отношение содержащихся в лагере к государственной власти, конечно, самое враждебное...»
Известны, например, имена двух красноармейцев, которых заживо похоронили. Они были спасены дезинфектором Азовской больницы Федором Никитовичем Поспеловым. Он устроил их потом санитарами в больницу.
Где похоронены узники лагеря? На этот счет существует несколько версий. Безусловно, значительная часть жертв захоронены на месте мемориала, что расположен на площади Победы.
Другая часть, и об этом свидетельствуют данные аэрофотосъемки (хоронили, посыпая место захоронения большим количеством извести, которая позднее проступила сквозь землю и хорошо видна с воздуха), рядом с современной бензозаправочной станцией, ближе к ул. Инзенской.
Это были братские могилы. Умерших и погибших складывали штабелями в несколько слоев.
В подавляющем большинстве случаев никаких судов и следствия над пленниками не было.
Для размышления
Архивы, на которые опираются историки в своих исследованиях, связанных с гражданской войной на Дону, — советские. Архивы
Белой гвардии практически не сохранились, а если и сохранились, то были вывезены на Запад вместе с войсками Врангеля, эвакуировавшимися позднее из Крыма.
ЧК, ГПУ и НКВД тщательно отбирали и сортировали их, оставляя идеологически выгодные для Советской власти.
Но, если судить по воспоминаниям ветеранов Белой армии, жестокость большевиков была не менее страшна для белогвардейцев.
Всего лишь маленький пример. Фельдшер 1-го Азовского полка П.А. Антимонов, вспоминал о бое под станицей Кореновской:
«...Ровное поле было усеяно отступающими бегущими хвалеными офицерами. Наши части догоняли их и кололи штыками. Кавалерия Кочубея (Ваня Кочубей, командир Красной кавалерии, как называет его автор воспоминаний. — Авт), разгромила кавалерию полковника Шкуро... Захватили до 300 пленных, раздели их,
порубили. Переоделись в офицерское обмундирование...»
Факт
Из исторических документов можно сделать вывод, что в концентрационном лагере погибло около 20000 человек: четверть современного населения Азова.
(Следующая глава – в следующую субботу)