СУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-I: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА "АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
ЛЮДИ, ПРИШЕДШИЕ В ДЕЛЬТУ ДОНА...
Современному человеку, не знакомому близко с академическими археологическими исследованиями, очень трудно себе представить, какими были наши края несколько тысяч лет назад. Кто обитал здесь, да и обитал ли вообще? Какова была тогда флора и фауна в местах, где мы сейчас живем? Что служило пищей для обитателей Дона, Придонья и Приазовья? Чем они вооружались? Как передвигались по этим необозримым для древнего человека пространствам? В какие роды и племена объединялись? Кто был их врагом, а кто другом?
А узнать и понять, о чем они думали, какая идея выступала для них движущей силой, дающей духовную энергию для выживания, кажется совсем несбыточной мечтой...
Оговоримся сразу: наука историческая прежде всего опирается на труды археологов. Лишь они, археологи, по найденным ими материальным и косвенным свидетельствам той эпохи могут делать какие-либо определенные выводы. Пофантазируем и представим себе, что неизвестные, достаточно развитые племена проживали на территории Приазовья пять тысяч лет назад. Они воевали и добывали себе пропитание, любили и ненавидели, развивали по возможности и своему разумению культуру. Но если археологами не найдены подтверждения этому — все мысли на подобные темы окажутся лишь пустыми фантазиями...
Наука утверждает: на месте, где сейчас расположился Азов, люди появились примерно в I веке до нашей эры, более двух тысяч лет назад. И неудивительно, что они избрали эти края для своего проживания или отправных и заключительных точек миграций. Азовское море и Дон кишели рыбой, по бескрайним степям и лесам, многочисленным балкам бродило зверье, на озерах, в ериках, в многокилометровых зарослях камыша можно было легко поймать дичь. Степная трава служила пищей для их одомашненных животных. Теплый климат благоприятствовал жизни. А геополитическое расположение на границе Европы и Азии, рядом с морями и великими реками позволяло нашим предкам торговать с другими племенами и познавать их нравы и обычаи.
Это была эпоха бесконечных передвижений и кровавых стычек. Люди, по тем или иным признакам объединившись в одно племя, могли в результате внезапно вспыхнувшей эпидемии, суровой зимы, неизвестно откуда налетевших страшных орд погибнуть, исчезнуть с лица земли. Или наоборот: объединившись под властью сильного и талантливого вождя, изгнать и уничтожить другие племена, и, развиваясь в соответствии с законами эволюции, создавать города, строить государства, торговать и расширяться...
Из наиболее известных поселений, расположенных вокруг современного Азова, историкам известно так называемое Елизаветинское поселение (VI-III века до нашей эры), город Танаис, расположенный на правом берегу Дона (III век до нашей эры — III век нашей эры). Это отнюдь не означает, что более никаких поселений в районе дельты Дона не было, но историки оперируют только фактами, основанными на работе археологических экспедиций.
Многочисленные народы из века в век перемещались с Востока на Запад. Миновать наши места они не могли никак. Это были кочевые племена киммерийцев, сарматов, савроматов, наконец, скифов, которые дошли до Приазовья и обрели здесь на некоторое время место для обитания.
Например, скифы были здесь хозяевами и вершителями судеб несколько веков — с VI по III века до нашей эры. О них знали на территории современной Западной Европы. Геродот писал, что скифы знают, что такое хлеб, а это означает, что они владели искусством землепашества. питались скифы чесноком, луком, пили кобылье молоко, сеяли просо и чечевицу. Также пищей для них служили мясо и сыр. Истощалась почва, исчезала трава для многочисленных пастбищ — скифы переезжали на другие пространства Приазовья. Племенные объединения скифов были разнородными. Во главе стояли цари, функции знати выполняли жрецы и военные вожди.
Археологические раскопки позволяют делать вывод о том, что хоронили царей и знать пышно. Одновременно убивали их жен, наложниц, рабов, лошадей, клали предметы личного обихода: утварь, оружие, украшения. Все это, по представлениям древних, должно было служить умершему или погибшему в загробном мире. Можно привести сотни, если не тысячи примеров раскопок, но в данной книге мы не ставим перед собой такой цели.
Установлено, что одна из стационарных зимних стоянок скифов располагалась совсем рядом с нынешним Азовом — на одном из островов дельты Дона, вблизи современного расположения станицы Елизаветинской. Кочевники, по всей вероятности, владели землями вокруг и относились к приезжим торговцам лояльно. А греческие торговцы поселились рядом, образовав так называемый эмпорий (центр торговли), а затем и колонию-поселение. Покупали рабов, торговали вином.
Со временем здесь образовался центр международной торговли. Удобное место на территории более пятидесяти гектаров позволяло доставлять сюда товар и общаться посредством торговли со скифами, меотами, савроматами... Самое богатое на Юге России захоронение открыто именно здесь — на правом берегу Дона, почти напротив Азова. Здесь — погребение скифских царей, местной аристократии, вождей и воинов, рабов. Обнаружены и женские воинские погребения.
Их называют «амазонками», но это не совсем точный термин. К амазонкам, некогда воевавшим на территории современной Латинской Америки, они, конечно же, не имеют никакого отношения. Просто те времена были настолько суровы, что часто и женщины брались за оружие, когда у них убивали мужей, и когда «мобилизационный» мужской ресурс у древних людей исчерпывался.
Воображение любого человека, впервые увидевшего различные предметы из скифских захоронений (а эти курганы у станицы Елизаветинской археологи назвали «Царскими»), потрясает величайшее мастерство древних мастеров. Это золотые ожерелья, нашивные бляхи, кувшины и чаши из серебра, царский меч с золотыми обкладками на рукояти, да еще и в ножнах с золотым наложением. Скифские ювелиры создали прекрасные изображения сцен битвы греков со скифами. На ножнах можно увидеть реально существующих зверей, и зверей фантастических, носящих некий сакральный смысл — например, грифонов. На золотом футляре для лука — сцены из бытия Ахилла, героя Троянской войны.
Описать все это великолепие на страницах книги — дело неблагодарное, лучше посетить уникальные экспозиции Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника лично. Вокруг Елизаветинского городища (а занимало оно внушительную территорию — около сорока гектаров), возникали другие поселения. Одно из них там, где находится современное село Новоалександровка, на левом берегу Дона.
В дельту стали заходить корабли из Афин, Синопа, Гераклеи, Ольвии, Колхиды, других черноморских и средиземноморских городов. Шли суда из Северной Африки (легендарный Карфаген). Вино, оливковое масло, предметы роскоши и быта привозили сюда. А увозили рабов, зерно, рыбу, икру.
По сути, древние греки в своем стремлении познать окружающий мир и обрести здесь новые связи, дошли лишь до наших мест. Далее, по их представлениям, обитаемый мир кончался. В конце IV века до нашей эры скифы покинули это поселение и их место заняли боспорские греки. Колония, которую они основали, стала своеобразным центром, где не только торговали, но и производили товары на продажу.
(Продолжение следует)