Новая Азовская Газета.ru / Мысли по разному поводу / Так кто, или что убивают наших детей?

Так кто, или что убивают наших детей?

 

Двадцатилетний Роман, водитель грузовой «ГАЗели», едва успел затормозить, когда перед его машиной внезапно, друг за другом, дорогу перебежали три школьника. Еще немного и кто-то из них, а то и все сразу, могли бы уехать в морг, а Роману затем светило бы долгое разбирательство с правосудием, а то и реальный срок…

 

Беги или умри

 

Как рассказывает Роман, школьники просто стояли на тротуаре и общались. Ему и в голову не могло прийти, что через считанные секунды они сорвутся и побегут через дорогу. «Беги или умри» — так называется опасное развлечение российских подростков. Его суть заключается в том, чтобы перебежать дорогу как можно ближе к движущемуся транспорту. Выигрывает тот, кто перебежит в самый последний момент. Другие дети снимают происходящее на свои гаджеты.

 

Роликами затем делятся в социальных сетях. Там же призывают и других ребят следовать дурному примеру.

 

«Беги или умри» — только одна из рискованных игр, захлестнувших в последнее время российских детей и подростков. Куда более сложна и опасна другая игра — так называемый «Синий кит». Вопреки названию, никакого отношения к морской стихии и животным она не имеет. У нее другой, куда более страшный смысл.

 

Не играйте в страшные игры…

 

10 февраля 2017 г. в Ростове-на-Дону, в промышленной зоне на левом берегу реки Дон нашли тело 16-летнего юноши. Практически сразу же полиция узнала от друзей парня, что его смерть — дело рук «Синего кита». Нет, это не маньяк и не молодежная группировка, а всего лишь игра. Но со страшным смыслом и трагическим концом.

 

Скорее всего, старшеклассник наложил на себя руки сам. «Большинство скажут, что я был странным», — такое SMS-сообщение десятиклассник отправил перед смертью нескольким приятелям. Также он советовал ребятам не играть в ту страшную игру, которая стала причиной его смерти.

 

Смерть подростка заставила полицию активизировать свои усилия по борьбе с чреватыми опасностью играми. 22 февраля 2017 г. к 16-летней девушке — учащейся одного из колледжей Новочеркасска (Ростовская область) пришли полицейские.

 

Следователи выяснили, что она может быть причастна к игре «Синий кит», причем в качестве куратора. Девушка «курировала» 40 подростков — игроков, раздавая им опасные задания. Кроме того, она сама играла в «Синий кит».

 

Причиной игры, по словам девушки, стала банальная скука. Ничего лучше игры в смерть для того, чтобы занять свое время, юная жительница Новочеркасска не нашла.

 

Что же заставляет российских подростков играть в смертельные игры и как можно свести опасность «синих китов» к минимуму? Этот вопрос «Свободная пресса» и решила выяснить, обратившись к известным российским ученым.

 

Доктор философских наук Виктор Нечипуренко, специалист по социологии молодежи и социологии Интернета, считает, что даже само название игры «Синий кит» выбрано совсем не случайно, так как синие киты часто выбрасываются на сушу, т.е. совершают самоубийство.

 

«СП»: — Можно ли считать, что смертельно опасные игры вроде «Синий кит» и т. п. являются следствием утверждения у подростков «клипового сознания», их вовлеченности в виртуальный мир общения в социальных сетях?

 

— Чтобы понять причины популярности этой игры среди подростков следует объединить усилия социальных психологов, социологов, антропологов и нейрофизиологов.

 

Ученые установили, что интернет и компьютерные игры усиливают одни нейронные цепи и ослабляют другие, поэтому вызывают психологическую зависимость, поскольку развитые участки мозга требуют функциональной загруженности. Американский профессор психиатрии из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе Гэри Смолл, опираясь на экспериментальные данные, утверждает, что «пяти часов в интернете было достаточно, чтобы перепрограммировать мозг».

 

Интернет и компьютерные игры перепрограммируют нейронные сети, вызывают быстрые и глубокие изменения в человеческом мозге. Это оказывает колоссальное трансформирующее влияние на образ жизни и модели поведения современного человека, и, особенно, молодежи.

 

Человеческий мозг чрезвычайно пластичен, легко перепрограммируется при решении адаптационных задач, его нервные клетки и синапсы изменяются, приспосабливаясь к новым обстоятельствам.

 

Такой адаптационный эффект приводит к «зависанию» на заданиях, поступающих из виртуального и игрового пространства, зависимости от них и рабскому их выполнению. Нечто подобное наблюдается среди подростков, зависших на разрушительных играх и, в частности, на «Синем ките».

 

«СП»: — Почему современные подростки становятся столь зависимыми от общения в социальных сетях и какой отпечаток эта зависимость накладывает на их психику и поведение?

 

— Психологические особенности подростков проявляются в поиске авторитетов и референтных групп, которым они подражают и подчиняются. Эти механизмы имеют социально-биологическую природу, они играют важнейшую роль в социализации человека, но могут эксплуатироваться и деструктивным — антисоциальным и саморазрушительным образом. Виртуальное сообщество (в частности, суицидальное) представляет собой особого рода социальный мир, который, согласно социальному психологу Тамотсу Шибутани, следует рассматривать как референтную группу.

 

Ее участники конструируют общую перспективу, лежащую в основе коллективных и индивидуальных действий. Эта группа — «сообщество аффекта» формируется вокруг определенной цели с помощью социального воображения, коллективных переживаний, которые могут, как говорит современный социолог Арджун Аппадураи, «создавать братства, сосредоточенные вокруг культа и харизмы».

 

Эти «суицидальные братства» рекрутируются из числа молодых людей с уже патологической психикой, которые, привлекая новых участников, переформатируют соответствующим образом их психику. Однако, роль в этом кураторов, которые, скорее всего, являются нормальными людьми и действуют намеренно, преследуя определенную цель, еще предстоит выяснить правоохранительным органам.

 

Галина Денисова: одними запретами опасные игры не победить

 

Известный российский социолог, доктор социологических наук, профессор Галина Денисова считает, что суицидальные игры — явление, распространенное во всех экономически развитых и относительно развитых странах.

 

— У этого явления, бесспорно, есть социальные корни, — рассказывает Галина Денисова. — К ним можно отнести значительное снижение влияния традиционных социализирующих институтов - религии, образования, семьи.

 

Одновременно с этим, - утверждение в обществе принципа индивидуализма как установки на то, что человек сам ответственен за свою жизнь. Еще одним важным фактором является распространение и доступность социальных сетей. Совокупность этих факторов выводит подростка к поиску собственного сообщества в анонимной интернет-среде.

 

 «СП»: — Почему подростки играют в такие рискованные игры?

 

— Важнейшей потребностью подросткового возраста является самоутверждение, поиск своего сообщества, в котором подросток ощущает свою значимость. Те задания, которые он выполняет, играя в «Синий кит», и социальное одобрение при этом, удовлетворяют его потребность в социальном признании. Он собирает «лайки» и постепенно обретает уверенность в себе.

 

Заодно, по мере выполнения заданий, привыкает их выполнять. Здесь нужно также сделать акцент на психологических характеристиках детей, которые попадают в группу риска — игроков в эти игры. Как правило, это не спортсмены, не дети-лидеры, не дети, увлеченные каким-то социально одобряемым делом (им эти занятия могут казаться скучными, хотя они ими не заняты). Их можно отнести, скорее, к категории «педагогически запущенных» детей.

 

Речь не о том, что они — из каких-либо неполных или неблагоприятных семей, а о том, что интересы этих детей оказались не выявлены и не развиты взрослыми (родителями, учителями или соседями). В таких опасных играх дети усматривают не только возможность получить признание от других, но и найти «достойное», признаваемое занятие.

 

С этой точки зрения, подростки психологически предрасположены к подобным играм как к поиску поля для самоутверждения. Но одни утверждаются в спорте, другие — в каком-то творчестве, а третьи — в риске собственной жизнью — «зацепинге» или «Синем ките».

 

«СП»: — Какими методами можно, на Ваш взгляд, победить это пагубное увлечение или, по крайней мере, свести к минимуму?

 

— Запретительными мерами от этих игр не убережешь, а вот знакомство с конкретными судьбами тех детей, кто погиб, может помочь. Наверное, нужно создавать сеть тех, кто сумел вовремя отрезветь, создавать их истории. Но — не только это.

 

Требуется организовывать работу с подростками еще на подступах к подростковому периоду — не в 12, а в 10 лет. Хорош в этом плане спорт, но не только он — туристические походы, летние сборы школьников, будь то работа в поле или какие-либо военизированные игры, исторические реконструкции.

 

Можно вернуться к практикам, когда в классах были «старшие вожатые» — т.е. с 10-летними детьми общались и взаимодействовали подростки, которые уже имеют какие-то интересы. В этом плане показателен опыт ВДЦ «Орленок», где разница между отдыхающими (раньше это были пионеры) и вожатыми — всего в 5−7 лет.

 

В общем, нужно не запрещать, а найти способы удовлетворять потребности подростков в самоорганизации, развития каких-то значимых инициатив, создание условий (даже игровых), когда они могут увидеть свои возможности и получить признание.

 

Источник: http://svpressa.ru/society/article/167034/

Добавить комментарий
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив