Новая Азовская Газета.ru / Новости / Ростовская область / ВЛАДИМИР РАСТОПЧИНКО: И это будет правильно (+видео)

ВЛАДИМИР РАСТОПЧИНКО: И это будет правильно (+видео)

Сегодня у нас в гостях Владимир Растопчинко, автор и исполнитель песен, поэт, хорошо известный на Юге России. Он живет в Недвиговке (Танаис, если кто не знает), и регулярно проводит там фестиваль искусств «Малахов Камень».

Данные о фестивале можно найти в ВКонтакте, в интернете можно послушать его песни, посмотреть видео с его концертами. Владимира Растопчинко окружают почитатели его таланта, он  желаемый участник многочисленных бардовских фестивалей, причем, не только на сцене, но и в составах жюри.

Есть о чем поговорить. Есть что рассказать. Тем более – есть значимый повод.
                                    ***
НАГ.РУ: - Пару месяцев назад вы огласили на фестивале «Малахов Камень» Манифест поэтической школы «Дельта», одним из основателей которой вы являетесь. ЗДЕСЬ И САМ МАНИФЕСТ (не любителям читать много не рекомендуем):

                            ПОЭТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ ЛИТЕРАТУРНОЙ ШКОЛЫ «ДЕЛЬТА»

В первой половине XXI века мы живем внутри социума, меняющегося на наших глазах в геометрической прогрессии и устрашающими темпами.

Глобальное расширения информационного пространства, благодаря интернету, привело, в частности, к тотальному вторжению потока графоманских стихотворных опусов  в сознание Ойкумены. Мы приветствуем любое усилие творчества, осознавшего, во имя чего и ради чего создаются стихи. Но мы категорически против чистых впечатлений от жизни, воплощенных в так называемом ГРАФОМАНСТВЕ, тем более, когда они выдаются перед неофитами за Поэзию с большой буквы, и вообще за Поэзию, как таковую.

* Мы являемся свидетелями небывалого кризиса в русской литературе, искусственно создаваемого и поддерживаемого примитивными последышами соцреализма.

* В то же время мы четко ощущаем свои поэтические предтечи, как движение и развитие российской Поэзии по условной магистрали: Евгений Баратынский – XXI век.

* Мы восхищаемся величием русского слова в поэтических произведениях тех, кто развивались по тропе Пушкин-Твардовский, и их колоссальным влиянием на нас.

* Мы полностью согласны с мнением, что Поэзия является высшей формой речи, самым мощным ускорителем сознания, осознания и познания себя и окружающего нас мира.

* Мы не принадлежим ни к одному литературному и поэтическому движению.

* Мы просто впитали в себя и развиваем в себе то, что считаем для себя важным.

* Мы не призываем настоящей ПОЭЗИИ меняться. Истиной ПОЭЗИИ ничего не нужно от нового века. Новому времени нужно от ПОЭЗИИ гораздо больше. И поэтому мы независимы как никогда.

* Мы уверены, что творчество любого ПОЭТА, если он таковым является, – равно ему, как личности. Не выше и не ниже.

Время действовать нашло нас само. Естественным ответом на это является создание ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ДЕЛЬТА, о котором мы сегодня заявляем.
Как известно, ДЕЛЬТА - 4-я буква греческого алфавита. Она происходит от финикийской буквы  "делт", название которой означало «дверь» или «вход в палатку». Кроме этого, для нас она означает многое: дельту Дона, рядом с которой мы живем, четвертое, после Пушкина, Баратынского и Заозерной школы, осознавшее себя и самодостаточное поэтическое течение.

Поэтическая школа ДЕЛЬТА – это не просто опосредованное представление о четвертой букве греческого алфавита.

* Мы осознаем, что теория нашего творчества и стиль основателей ДЕЛЬТЫ составляют некоторое диалектическое единство.

* Мы намерены стремиться к формированию и сборке нового пласта поэтических мысли и движения, как модели неоклассицизма XXI века.

* Мы ставим одной из своих целей привести молодых к пониманию истинной поэзии.

* Мы намерены объявить о себе и привлечь к себе, объединив ПОЭТОВ  ЮГА РОССИИ на основе непредвзятого, но справедливого, по нашим меркам, отбора.

* Эти шаги - знак нашей благодарности и признания ЗАОЗЕРНОЙ ШКОЛЕ – поэтическому объединению поэтов Юга России

ПОЭЗИЯ полноводнее, чем Дон. Её история длиннее, чем Амазонка.

БЕССМЕРТИЕ – не означает БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ.

ВРЕМЯ – это не ХОДИКИ НА СТЕНЕ.

ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО – это далеко не БУКВЫ, поставленные в определённом порядке ритма и смысла.

ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО – шире и значительней, чем история человечества.

Безраздельно соглашаясь с мыслью Иосифа Бродского «Человек есть то, что он читает», мы уверены: «Поэт есть то, с каким словом он себя отождествляет».

                                                            ***

НАГ.РУ: - Насколько известно, подобных школ, начиная с 30-х годов, в СССР, помимо союза писателей (а это не школа), и кроме Заозерной поэтической школы, родившейся под сенью Танаиса, не было. Акмеистов, имажинистов и прочих футуристов (произношу это с уважением и с почтением к ним), более не было.

С чего это вдруг? Это новая поэтическая школа, или просто очередное заявление, которое уйдет со временем в воздух, где и растворится…

Владимир Растопчинко: - Просто пришло время. Назрела такая необходимость. Наша любимая Заозерная школа (очень много материалов о ней в интернете. (Читайте!!! - НАТ.РУ) практически, как активно действующее лицо в мире Поэзии, прекратила свое существование. Остались потрясающие по своей мощности и энергетике стихи, которым, я надеюсь и уверен в этом – жить и жить. Но движения как такового, увы, нет.

Игорь Бондаревский – последний из этой восхитительной плеяды, жив-здоров. На хранителя архивов, перебирающего бумаги, он, слава Богу, не похож. Но один в поле не воин. Да и поля битвы, где отступать некуда, где царствует живое поэтическое слово, по сути нет. Стихи разбрелись по песням, воспоминаниям, книгам… А что будет далее, я не знаю.

Мы, как основатели «Дельты», ни в коем случае не пытаемся заместить Заозерную школу на раздробленном, размытом поэтическом пространстве.

Но на опустевшем временно пространстве, должен, образно говоря, находиться засадный полк. Ибо прут орды графоманов. Надеюсь, что за этим полком придут другие.

Поэтическая школа «Дельта» - это тренд, если хотите, некое новое движение, крайнее развитие (и мы это очень даже сильно осознаем) поэтической Заозерной школы. И вообще – это «движуха», как принято сейчас говорить.

НАГ.РУ: - Вы даже поморщились, когда сказали о графоманах…

Владимир Растопчинко: - Я скажу больше: меня внутренне перекривило. Мало того, что в интернете появилось великое множество литературно-поэтических порталов, где любой может опубликовать свои вирши. «Любовь – кровь, морозы – розы. Я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик»…

Это даже в известной степени хорошо. Человек пытается самореализоваться по-своему.

Так читай эти опусы жене, любовнице, в кругу семьи! Но открылось широкое ПЛАТНОЕ ПОЛЕ, где за копейки можно набрать, к примеру, более 100 000 читателей. Кто они, эти читатели? Откуда они? В глаза бы кому-нибудь взглянуть, поговорить душевно…

К детям в школы приходят седобородые ветераны (низко им кланяюсь за подвиги), которые почему-то автоматически считают, что и «стихи» их - большая поэзия. И несчастные дети слушают их, и думают – во! Какие стихи! Это и есть, считают они, ПОЭЗИЯ.

Так вот, думаем мы: если ты заявляешь себя как пишущий нечто рифмованное, как поэт, ты автоматически становишься человеком публичным. И здесь получай по полной. И Критику, и восторги, и жизнь как таковую.

НАГ.РУ: - Под Манифестом – три подписи. Маловато для столь громкой заявки?

Владимир Растопчинко: - Думается порой, что даже многовато. За нами – время, которое было до нас, за нами все величие русского языка, множества великих авторов, вся грамматика, орфография, синтаксис и проч. и проч. Другое дело – как мы этим воспользовались? Что поняли? Что осознали? Переработали, вникли? Или поникли, испугавшись ЭТОГО?

НАГ.РУ: - Вы называете себя неореалистами. Это круто.

Владимир Растопчинко: - Да ничего здесь нет крутого. НЕО – это, как известно, новое, или старое, испытанное на другом витке развития. Речь идет о современном искусстве, опирающемся на русские канонические школы.

Мы пишем тем языком, который придумал, к примеру, Евгений Баратынский и т.д. Даже Ломоносов к этому свое перо приложил.

Понимаете, сейчас вспомнил одну историю. В 80-х годах знакомая девчонка с подругой (им было тогда лет по 17), поехали к родственникам в деревню. Купили, как и положено «городским» дефицитное шампанское и шпроты. Оставили на столе и пошли купаться. Возвращаются – сидит за столом дед, выпил бутылку шампанского, заглянцевав своим самогоном.

Наворачивает банку шпрот.

-Садытысь дити! Воны толстолобы таки вкусныя!

В не совсем адекватном состоянии он перепутал банку «городских» шпрот со своей, где были замаринованы толстолобики.

Так вот: и то, и это – просто рыба. Но если она вкусная, - здесь не поспоришь. И не надо подсовывать новым поколениям россиян пластмассовую подделку, называя это рыбой. Или нечто, с консервантами и прочей гадостью.

Не надо отравлять менталитет будущего поколения, в стране, где родились Бродский и Пастернак, «заозерник» Жуков и фронтовик Майоров. Иначе худо будет. Совсем худо.

НАГ.РУ: - Да, о ваших предпочтениях? Что читаете, кого любите, кто оказал на вас определенное влияние? Говорят: скажи кого читаешь и любишь, и я скажу, кто ты?

Владимир Растопчинко: - Вопрос просто сумасшедший. Сразу стал вспоминать. Не захотелось назвать авторов, которые и материться смогут в прозе, поэзии, песнях. Учился у Визбора, Кукина, Городницкого, Вадима Егорова, Руслана Шмакова. Это о бардах. Конечно, назову и Окуджаву, и Высоцкого. Но учился у пятерых, что назвал ранее.

Поэты? Баратынский, Бродский, Блок, Ахматова. Проза? Лермонтов, Бунин, John Ronald Reuel Tolkien, Довлатов, Аксенов, Воннегут… Список бесконечен. Длиной, понятное дело, более, чем моя книжная полка.

Это всё так – навскидку. Сейчас вспомню еще и еще. Бардов, поэтов, прозаиков….

НАГ.РУ: - В 60-х стихи читали на стадионах. А сейчас… Порой кажется, что поэзия умирает на глазах, не доехав до больницы на реанимобиле.

Владимир Растопчинко: - Поэзия не вырождается, и даже не гибнет. Она сохраняется и развивается в своих особых поэтическая плоскостях, вертикалях, в своей реальности, в своем бытии.

Нельзя путать потребительское отношение к слову, когда есть рифма и всё «тру-ля-ля», и отношение к слову, как…

НАГ.РУ: - Вначале было СЛОВО…

Владимир Растопчинко: - Вот именно. Поэзия – это самый качественный продукт языка. А качество будет всегда. Если останется на земле два человека, один из них обязательно будет лучше и чище другого. И говорить кто-то один будет лучше и вразумительней визави.

Вот, в «Дельте», между прочим, мы и собираемся обратить внимание многих на современное состояние поэзии: больше общаться, больше читать. Искать понимающих. Искать ищущих, простите за тавтологию.

Грань между поэзией и околопоэтическими потугами – это как водораздел.

На одном берегу те, кто никогда не перейдут, или не переплывут эту реку. Но там есть и те, кто строит плоты, лодки. Пусть у них получится, если не утонут. Сколько дряни в интернете и печати! Просто зашкаливает. Скажу словами известного персонажа из «Крестного отца»: это оскорбляет мой разум.

НАГ.РУ: - Человек пишет стихи. Как он осознает, что это Стихи, а не поделки?

Владимир Растопчинко: - Никак. Только личные ощущения, только поэтическое воспитание наедине с самим собой взращенное. А там……

Наивысшая оценка поэту – это история и время. Прижизненная слава вообще мало значения имеет. При жизни ничего, обычно, в этом отношении не получается. Те кто хотят при жизни иметь «бюст героя на родине» попахивают дурно. Наш человек творческий славы не ищет. Для него процесс важнее результата.

Есть такое понятие - «тонкий дребезг души». Если внутри заколебалось, задрожало – да, близко… Если…

А теперь о ПОЭТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. Без классики здесь не обойтись.

Есть поэты пишущие – есть поэты читающие. «Поэт» пишущий - это графоман, заполняющий бумагу. Поэт читающий – создает каждую собственную строку и рифму на основе классики. Он опирается на это. При этом, понятно, не думает – ах, напишу как Пушкин! Если так думает – ему конец без начала.

И вот, если состоится как нечто: метафора, троп, мысль… Не обязательно новая, но родившаяся именно благодаря ему. Как факт состоялось, то и человек утром родится другим. А далее – дорога, которую я никому не пожелаю. Почти кровавая. До мозолей в мозгах.

НАГ.РУ: - Почему все ЭТО происходит именно на Дону? Неужели, к примеру, в Архангельске или на Чукотке нет таких людей и таких желаний?

Владимир Растопчинко: - Не сомневаюсь, что на Руси есть все это. Но мы живем на Дону, и у нас есть пример Заозерной школы – нам это ближе. Те более, мы были лично знакомы друг с другом. И был факт прямой духовной творческой передачи друг другу. Всего: от мыслей, энергии, до повадок и представлений о том, что нас окружает... И где мы живём. И как живем.

НАГ.РУ: - Как вы собираетесь пропагандировать и развивать «Дельту»? Это же не просто. Мир ныне задыхается от переизбытка информации…

Владимир Растопчинко: - Четкое разделение процесса, решили мы. Есть люди, которые занимаются этим в интернете, а есть те, у кого гастроли, поездки, непосредственное общение с людьми. Это только начало. Мы вообще не обольщаемся на свой счет. Много работы будет.

НАГ.РУ: - Поэтическая школа, и вообще школа, - это учителя. Как вы выбираете, или собираетесь выбирать учеников?

Владимир Растопчинко: - Они придут сами. Главное – подать пример, пригласить. Мы это продекларировали в Манифесте. Узнаем друг друга только через личное общение. И так, мы думаем, будет правильно
Добавить комментарий
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив