Азов, РТЦ «Технология»: маленькой промышленности не бывает (II)
- Категория: Азов / Азов+: проза и поэзия / Экономика
- Автор: redactor
- Дата: 1-10-2014, 18:24
Александр Мишин (Новая азовская газета.ru) размышляет: опубликованный с неделю назад на нашем портале материал под одноименным названием (но тогда это была часть первая), неожиданно быстро занял престижную строку в «хит-параде» «Новой азовской газеты.ru», попав в разряд популярных.
Взгляните на правую страницу портала, и вы в этом убедитесь.
Казалось бы – к чему это? Современный посетитель Рунета интересуется в основном «горячим», фактами хлесткими, стреляющими, говоря журналистским языком быстро и навылет. А здесь – интервью с директором маленького, если сравнивать с масштабами промышленности СССР, азовского предприятия. Заботы, проблемы… Успехи, перспективы…
На днях случился нечаянный разговор с человеком уважаемым и известным в городе. Человеком, скажем так, в возрасте. Прямого касательства к вопросам сугубо производственным он никогда не имел. Ну, не каждому хочется знать и вникать досконально в секреты и возможности того, что мы именуем промышленной инфраструктурой Азова. Одним – просто неинтересно. Другими – недосуг. Третьи увлечены не менее интересными делами.
Так вот – о разговоре… Он начал вспоминать славные годы, когда на АОМЗ работало аж пять тысяч человек. А еще – КПО, КПА, судоверфь… Он уверен, нет, он твердо убежден, что промышленности в Азове сегодня практически не существует. Вернее – «она развалена» еще в лихие девяностые…
Новое и современное, как я понял, его просто не интересует. «Азов-Тэк», «Фрито Лей Мануфактуринг», «Элетро СИ», «Алеко-Полимеры», МТЕ Ковосвит МАС», «БНК» («Элтехника»), «Азовская кондитерскяа фабрика», четкая линейка современных портовых терминалов, мои, как мне показалось, довольно аргументированные возражения по поводу перехода азовской промышленности в иное русло, его не интересовали.
- Ааааааааа! – Махал он рукой. – Вот раньше!
На том и держатся косность и заскорузлость воображения.
Я пишу этот материал, лихо клацая по клавишам своего компа. А раньше и пишущая машинка была редкостью. В памяти моего, далеко не самого навороченного компьютера хранится информация, которую лет двадцать назад было бы трудно уложить в архивы, расположенные в десятке трехэтажных зданий.
И эти здания необходимо бы было построить. И там бы работало человек сто сотрудников. И их руководство. И охрана. А если подумать об освещении, водопроводе, канализации, ремонте, расходах на бумагу, о папках, веревочках к ним, отделе кадров, парткоме и профкоме (не буду перечислять все составляющие того времени и той системы), то…
Так вот: мой комп всё это заменяет легко и непринужденно. Я бы даже сказал – улыбаясь при этом.
Вот туда и делась наша промышленность. И тысячи людей, которые, (честь им и слава!), творили и создавали мощь державы РАНЬШЕ. Творческие и дерзкие, несмотря на возраст, создали своё. Более качественное, то, что и в начале двадцать первого века нашло свою нишу и свое предназначение.
Они на наших глазах создают новые промышленные структуры. Востребованные. Поспевающие за временем. Там, где ранее трудились сто человек, сейчас работают пятеро. Где тысяча – легко справляются сто пятьдесят.
Одно из наших «маленьких» азовских современных предприятий в год делает оборот, сравнимый с оборотом АОМЗ образца 1991 года.
А другие восклицают: - Аааааа! Вот раньше было!
Было. И сказало в свое время свое веское слово. И за это мы им благодарны.
***
Но я возвращаюсь к РТЦ «Технология» и моей беседе с директором и учредителем этого азовского предприятия, Анатолием Васильевичем Русановым.
НАГ.RU: - А куда подевались уникальные кадры? Ведь в Азове, помимо СКБ КО были еще и профильные конструкторские бюро, заводские структуры, другие инженеры, специалисты, асы – от станочников до технологов и далее?
Анатолий Русанов: - Почему «были»? Они есть и сейчас. Они, самые грамотные и опытные, заняли свою нишу.
Вот смотрите, на моем столе лежит книга. Автор – Николай Павлович Игнатьев, азовчанин, работал инженером на АОМЗ. Книга солидная и востребованная. Ценная книга, ценный опыт. Ничто, как поется в известной песне, не проходит бесследно.
НАГ.RU: - Это человек еще той, старой закалки. Но ведь что-то переломилось в создании беспрерывной цепочки кадров?
Анатолий Русанов: - Ещё бы. Я бы даже сказал – рухнуло. Вот вспомним советское время. Действовали и развивались целые сети производственного образования. Помните? Ремесленные училища, «фабзайцы» - производное от фабрично-заводского обучения, промышленно-технические училища, техникумы, наконец, промышленные ВУЗы…
Там и выкристаллизовывались те самые кадры. Всё шло по цепочке: представление о производстве как таковом, затем четкое осознание себя как производственника. Теория, практика, все было связано, все входило как пазл в пазл. Были и там ошибки, но в итоге это была мощная модель становления ПРОИЗВОДСТВЕННИКА.
А в девяностые все это обрушилось. И сегодня вновь начинает воссоздаваться. Но на ином, более качественном уровне.
НАГ.RU: - Каком?
Анатолий Русанов: - Вот сейчас, например, мне бы в идеале был важен человек с высшим техническим образованием, который работает за современным, насыщенным электроникой станком. Пройдет год, два. В итоге у мыслящего человека с дипломом появятся огромные перспективы. Он будет востребован на любом предприятии. Карьерный рост? Пожалуйста!
НАГ.RU: - Это будет не та практика, когда частенько в школах 70-х годов на уроках труда напильником обрабатывали заготовку, чтобы сделать из нее молоток?
Анатолий Русанов: - Между прочим, и это важно. Хотя бы как тактильное ощущение металла (смеется). Нет, я говорю об ином уровне. Уровне, когда человек, имея за спиной багаж теоретических знаний, получает чисто практические.
Россия такая страна, что я не удивлюсь, если через пару десятков лет за станками будут стоять люди исключительно с высшим образованием.
НАГ.RU: - А что необходимо делать для этого сейчас?
Анатолий Русанов: - Увеличивать процент бюджетных квот для образования. Причем делать это не с наскока. «Под боком» у студентов должно быть реальное производство. Только тогда вырастут инженеры высочайшей квалификации.
Вот в нашем азовском филиале ДГТУ открыть бы еще одно бюджетное отделение.
Для талантливых, ищущих, желающих работать с металлом. От этого положительный эффект получит и государство и производство. Причем я уверен, что за порогом ВУЗа будут стоять и ждать выпускников мои коллеги, учредители и директора предприятий разного формата. Я и сам первый займу очередь…
НАГ.RU: - Т.е. получается, что материальный стимул (я имею ввиду хорошую заработную плату, перспективы роста), все-таки важнее, чем моральные?
Анатолий Русанов: - Я бы не делал таких выводов. Всё важно. Вот вспоминаю, когда еще в советские времена я согласился работать мастером. Ушел от станка, где все бы вроде было хорошо. А согласился, потому что тогда, не в отдаленном будущем, моей семье бы дали квартиру. Такие времена были.
Вроде бы сугубо материальный стимул? Но ведь помимо квартиры я получил огромный организационный опыт, вник в структуру сложных производственных отношений, познал всю вертикаль административных позиций в цехе, на заводе.
Или другой пример. Совсем недавно, в возрасте, что называется «за полтинник», получил высшее образование. Зачем, спрашивается? Всё бы вроде складывалось и так нормально – есть дело, дело развивается.
Но лишних знаний, как говорится, не бывает. Материальная это, или моральная, так сказать, заинтересованность?
***
Это – наш второй разговор с Анатолием Васильевичем Русановым. У меня такое ощущение, что не последний. Повторюсь - сегодня «Технология» - это современное предприятие, шагающее в ногу со временем.
Оно поставляет свою продукцию от Нальчика до Курска: 1200 наименований продукции – это впечатляет. Подчеркну – наименований, а не количества. Одни – в штучном, так сказать, исполнении, «тираж» других исчисляется в числах не с одним нулем.
Предприятие постоянно совершенствуя свой станочный парк. Токарные, фрезерные, зуборезные, координатно-расточные, шлифовальные, универсальные и программные станки, обрабатывающие центры, термические печи – арсенал «Технологии» внушителен и вызывает чувство уважения.
Ремонтно-технологический центр изготавливает по чертежам или образцам заказчика точные узлы и детали сложнейших машин, выполняя и оборонные заказы.
Здесь просторно и уютно, если подобный эпитет вообще применим к производству. Производству, находящемуся на территории современного Азова. Города, который бурно развивается в последние годы, создавая новую промышленность. Ту, что будет работать и уже работает в XXI веке.