Новая Азовская Газета.ru / Мысли по разному поводу / Известный археолог считает, что амазонки в дельте Дона - миф

Известный археолог считает, что амазонки в дельте Дона - миф

На конференции ученых-археологов, прошедшей недавно в ЮНЦ РАН, доктор исторических наук Сергей Лукьяшко разбирался с происхождением мифа об амазонках.

 

Don24.ru попросил археолога рассказать читателям о том, что думают ученые о женщинах, согласно легендам. обитавших и в донских степях.

 

Миф или реальность

 

– Почему в фокусе вашего внимания оказались амазонки?

 

– Не хочу сказать, что я специально занимался этой темой, но она всегда попадала в поле моего внимания. Но в последнее время меня стало раздражать, что даже профессиональные историки и археологи начинают говорить об амазонках как о реально существовавшем народе.

 

– И почему?

 

– Обаяние мифа. У нас сегодня, оказывается, существуют амазонки кавказские, украинские, русские – словом, каких только амазонок нет. А в итоге в Волгограде женщина взрывает вокзал... Так что нужно объективно подходить к тому, что нынешняя феминизация навеяна не только упадком мужественности у мужчин, но и непомерно разросшейся ролью женщин. А подпитывается все это древней мифологией.

 

– Напрашивается мысль о следующем: уж не женоненавистник ли вы?

 

– Доклад об амазонках я приготовил потому, что услышал в Москве на одном из форумов содоклад известного историка об обнаружении места обитания амазонок во время похода Помпея через Кавказ. А ведь упоминание Страбона о встрече с ними – эпизод, который скорее украшал повествование, чем говорил правду. Если следовать этой логике, почему, в таком случае, к примеру, мы не ищем места проживания кентавров? Или прозвучавшее возражение не менее известного археолога: она сама расчищала погребение женщины с оружием на Кавказе.

 

Понятно, что в сознании профессионалов уже закрепилось представление о том, что погребение женщины с оружием и есть погребение амазонки. А ведь захоронение женщин с оружием – широко распространенная практика древних народов от Скифии до Западной Сибири. Это культурная традиция, но какое отношение она имеет к амазонкам?

 

Точка отсчета

 

– Так где же истоки мифа о женщинах-воительницах?

 

– Первое упоминание о таких женщинах в греческой литературе связано с Гомером. Описывая миф о подвигах культурного героя Беллерофонта, он сообщает о борьбе с Химерой в Малой Азии. Напомню, что под Химерой подразумевается существо из мифологического бестиария древних греков, которое обитало на горе-вулкане с одноименным названием, Химерос (козья гора).

 

После чего ходил он походом на солимов (подразумевается один из древних народов, имя которого звучит в названии города Иерусалима) «и разбил мужеподобных амазонок». Это событие может относиться к первым попыткам освоения греками Малой Азии (вторая половина – конец II тыс. до нашей эры). К троянским событиям этот сюжет отношения не имеет. Беллерофонт – культурный герой, устроитель мира, который совершает подвиги, осваивая пограничный с Хаосом мир на границе Ойкумены. 

 

– А почему это происходит именно на краю Ойкумены?

 

– Освоение пространства и расширение представления о мире – закономерный процесс познания. В соответствии с греческими представлениями, устроители мира – культурные герои, совершая подвиги, устраивают мир, Геракл устанавливает Геракловы столпы на границе с мировым Океаном, создает новые народы, расселяя их по миру. На границе Ойкумены греки готовы были увидеть то, что их мире было невозможным. Эта цивилизирующая роль была им понятна.

 

А в традиционной культуре многих народов, не только индоевропейских, граница мира сущего и не сущего – это территория превращений в противоположное. В христианской традиции это явление сохранилось в представлении, что черт ходит пятками вперед. Превращение в противоположность здесь вполне ожидаемо. И появление здесь мужеподобных женщин ожидаемо.

 

Эта граница цивилизации и хаоса находилась в постоянном движении. Деятельная природа греков толкала их на освоение нового пространства. В VIII веке до нашей эры греки осваивают Северное Причерноморье. На Тамани они наблюдают картину вполне хтоническую. Здесь извергаются грязевые вулканы, случаются самопроизвольные выбросы газа, взрывавшегося от случайной искры. К тому же здесь они видят женщин, которые скачут на лошадях и стреляют из лука.

 

Каково было встретиться с этим греку, у которого жена сидела в гинекее и без мужа не имела права выйти на агору? Реальная картина мира совпала с мифологической.

 

– Получается, что именно здесь миф об амазонках у греков получает свое подтверждение?

 

– Да, здесь происходит «узнавание» картины мира, нарисованной в мифе. Далее греки идут в устье Дона и видят то же самое. Для них и здесь проживают амазонки. Проходит время, и в I веке до нашей эры Помпей совершает поход на Кавказ, в до селе не известные земли, где встречает женщин, ездящих верхом с оружием в руках.

 

И в них он «узнает» амазонок. Во время знаменитого индийского похода Александра Македонского его воины попадают в Среднюю Азию и воюют с кочевыми народами, саками, у которых женщины такие же воительницы. И в них воины «признают» амазонок, которые вписываются в их мифологическую картину мира.

 

Основа мифа

 

– Получается, что край Ойкумены – это край превращений, и мужеподобные женщины здесь, что называется, на месте.

 

– В древних культурах противоборство между мужским и женским началом порой доходило до кровавых столкновений. Австралийские аборигены были убеждены, что причиной всех болезней в половой сфере являются женщины. Мальчики и девочки жили у них отдельными лагерями. При этом девочки получали огромное удовольствие, убивая тотемную птицу мальчиков, и наоборот. Они дразнили этим друг друга и дрались, что весьма поддерживалось взрослыми.

 

Тем было важно выработать отрицательное отношение к своим женщинам, так как одним из самых больших преступлений у них считалась близкородственная связь. Женщин в жены нужно было брать из другого племени.

 

– Ну, хорошо, а какие амазонки считались самыми «древними»?

 

– Африканские. Согласно мифу, из Северной Африки царица Мирина привела их в Малую Азию. На территории Северной Африки даже в средневековье сохранялись пережитки матриархального родового строя. Вспомним Египет – это восточная страна, но здесь женщина изображается рядом с мужчиной.

 

Права женщин во владении имуществом были равны правам мужчины. Более того, обязательным условием вступления в брак в Египте был контракт – анрета. В этом контракте прописывалось, что, становясь женой, женщина становится хозяйкой всего того, чем владеет мужчина. Если мужчина уличен в измене, все его имущество переходит к женщине. Именно поэтому египетский мудрец Птахотеп предупреждал: «Не приближайся к женщинам. Ничего хорошего не может быть там, где они находятся… Когда имеешь дело с женщиной, над тобой висит угроза смерти».

 

Опасения Птахотепа перекликаются с рекомендациями Гесиода, данными им своему беспутному брату Персу:

«Женщин беги вертихвосток, манящих речей их не слушай,
Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит.
Верит поистине вору ночному, кто женщине верит!» 

 

– И у греков: где женщина, там беда.

 

– В греческой культуре гендерное противостояние было выражено еще четче. Вспомним ящик Пандоры, Елену Прекрасную  или Брасеиду, ввергших ахейцев в бесчисленные муки. И для того, чтобы аллегорически выразить ту опасность, которую представляет собой женщина, ее нужно было только вооружить. Так сформировался миф, в котором женщина-амазонка маркировала край Ойкумены.

 

И все-таки – прекрасные созданья

 

– А теперь – к нашим пенатам. Я слышала о легендарном острове в дельте Дона, где обитали амазонки. Он назывался Алопекия. Откуда взялся этот миф?

 

– Остров такой есть (название связано с обитанием там лис), он упоминается у Страбона. Применительно к Нижнему Дону впервые об амазонках говорит Геродот. Это миф из V века до нашей эры, в котором рассказано о происхождении савроматов: якобы скифские юноши встретились с амазонками, бежавшими из-под стен Трои.

 

Скифские вожди решили, что от брака их молодых людей с этими женщинами получится более воинственное племя. Мои коллеги согласны со мной, что этот миф этиологический, то есть он появляется для объяснения ситуации, почему женщины савроматов владеют оружием и скачут на конях.

 

Таких легенд встречается много, когда объединяются несколько кланов, то возникает необходимость объяснить это объединение мифологическим родством. Есть и рассказ о том, что из-за обитания здесь амазонок Дон назывался Амазонской рекой.

 

– Греки говорят о мужеподобных женщинах, а вазопись представляет нам их прекрасными созданиями. Как быть с этим?

 

– Фигуры-то у них все-таки атлетические. Но в греческой культуре все прекрасно. Их художники украшали жизнь, такова тогда была задача искусства.

 

– Значит, амазонки не существовали в действительности и это все-таки миф?

 

– Нужно понимать, что это хорошая сказка. Но как сказано: сказка – ложь, да в ней намек. Так что давайте думать о том, о чем нам предложили подумать греки. В этом мифе нашли отражение мужские патриархальные комплексы и страхи, которые основаны на образе опасности, исходившей от женщины.

 

Может быть, сегодня стоит подумать о пределах феминизации. И Запад дает нам пищу для размышлений. Согласитесь, хорошо, когда существует баланс между мужским и женским началами. Отношения между полами в обществе всегда важнее, чем отношения между классами, так как это – основа всего сущего.

 

Мне бы меньше всего хотелось видеть женщину с автоматом или снайперской винтовкой, но так же неприятно видеть ее с кайлом. Проблемы семьи, вытекающие из современного гендерного противостояния, должны в равной мере волновать всех нас. Никто не заменит ребенку мать, а здоровье семьи гораздо важнее всех других программ, в которых так хотелось бы поучаствовать.


Досье

 

Лукьяшко Сергей Иванович. Родился на Кубани, закончил РГУ, чем гордится. Работал в Ростовском пединституте, защитил кандидатскую, потом и докторскую диссертации по скифской истории Нижнего Дона. Работал в Ростовском госуниверситете. Сегодня – заведующий лабораторией археологических исследований Южного научного центра РАН. В этом году усилиями Сергея Ивановича и коллег удалось открыть кафедру археологии и истории культуры на социально-гуманитарном факультете ДГТУ.

 

Источник: http://don24.ru/publications/15641

 

Добавить комментарий
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив