Известный археолог считает, что амазонки в дельте Дона - миф
- Категория: Мысли по разному поводу
- Автор: redactor
- Дата: 11-11-2016, 11:00
На конференции ученых-археологов, прошедшей недавно в ЮНЦ РАН, доктор исторических наук Сергей Лукьяшко разбирался с происхождением мифа об амазонках.
Don24.ru попросил археолога рассказать читателям о том, что думают ученые о женщинах, согласно легендам. обитавших и в донских степях.
Миф или реальность
– Почему в фокусе вашего внимания оказались амазонки?
– Не хочу сказать, что я специально занимался этой темой, но она всегда попадала в поле моего внимания. Но в последнее время меня стало раздражать, что даже профессиональные историки и археологи начинают говорить об амазонках как о реально существовавшем народе.
– И почему?
– Обаяние мифа. У нас сегодня, оказывается, существуют амазонки кавказские, украинские, русские – словом, каких только амазонок нет. А в итоге в Волгограде женщина взрывает вокзал... Так что нужно объективно подходить к тому, что нынешняя феминизация навеяна не только упадком мужественности у мужчин, но и непомерно разросшейся ролью женщин. А подпитывается все это древней мифологией.
– Напрашивается мысль о следующем: уж не женоненавистник ли вы?
– Доклад об амазонках я приготовил потому, что услышал в Москве на одном из форумов содоклад известного историка об обнаружении места обитания амазонок во время похода Помпея через Кавказ. А ведь упоминание Страбона о встрече с ними – эпизод, который скорее украшал повествование, чем говорил правду. Если следовать этой логике, почему, в таком случае, к примеру, мы не ищем места проживания кентавров? Или прозвучавшее возражение не менее известного археолога: она сама расчищала погребение женщины с оружием на Кавказе.
Понятно, что в сознании профессионалов уже закрепилось представление о том, что погребение женщины с оружием и есть погребение амазонки. А ведь захоронение женщин с оружием – широко распространенная практика древних народов от Скифии до Западной Сибири. Это культурная традиция, но какое отношение она имеет к амазонкам?
Точка отсчета
– Так где же истоки мифа о женщинах-воительницах?
– Первое упоминание о таких женщинах в греческой литературе связано с Гомером. Описывая миф о подвигах культурного героя Беллерофонта, он сообщает о борьбе с Химерой в Малой Азии. Напомню, что под Химерой подразумевается существо из мифологического бестиария древних греков, которое обитало на горе-вулкане с одноименным названием, Химерос (козья гора).
После чего ходил он походом на солимов (подразумевается один из древних народов, имя которого звучит в названии города Иерусалима) «и разбил мужеподобных амазонок». Это событие может относиться к первым попыткам освоения греками Малой Азии (вторая половина – конец II тыс. до нашей эры). К троянским событиям этот сюжет отношения не имеет. Беллерофонт – культурный герой, устроитель мира, который совершает подвиги, осваивая пограничный с Хаосом мир на границе Ойкумены.
– А почему это происходит именно на краю Ойкумены?
– Освоение пространства и расширение представления о мире – закономерный процесс познания. В соответствии с греческими представлениями, устроители мира – культурные герои, совершая подвиги, устраивают мир, Геракл устанавливает Геракловы столпы на границе с мировым Океаном, создает новые народы, расселяя их по миру. На границе Ойкумены греки готовы были увидеть то, что их мире было невозможным. Эта цивилизирующая роль была им понятна.
А в традиционной культуре многих народов, не только индоевропейских, граница мира сущего и не сущего – это территория превращений в противоположное. В христианской традиции это явление сохранилось в представлении, что черт ходит пятками вперед. Превращение в противоположность здесь вполне ожидаемо. И появление здесь мужеподобных женщин ожидаемо.
Эта граница цивилизации и хаоса находилась в постоянном движении. Деятельная природа греков толкала их на освоение нового пространства. В VIII веке до нашей эры греки осваивают Северное Причерноморье. На Тамани они наблюдают картину вполне хтоническую. Здесь извергаются грязевые вулканы, случаются самопроизвольные выбросы газа, взрывавшегося от случайной искры. К тому же здесь они видят женщин, которые скачут на лошадях и стреляют из лука.
Каково было встретиться с этим греку, у которого жена сидела в гинекее и без мужа не имела права выйти на агору? Реальная картина мира совпала с мифологической.
– Получается, что именно здесь миф об амазонках у греков получает свое подтверждение?
– Да, здесь происходит «узнавание» картины мира, нарисованной в мифе. Далее греки идут в устье Дона и видят то же самое. Для них и здесь проживают амазонки. Проходит время, и в I веке до нашей эры Помпей совершает поход на Кавказ, в до селе не известные земли, где встречает женщин, ездящих верхом с оружием в руках.
И в них он «узнает» амазонок. Во время знаменитого индийского похода Александра Македонского его воины попадают в Среднюю Азию и воюют с кочевыми народами, саками, у которых женщины такие же воительницы. И в них воины «признают» амазонок, которые вписываются в их мифологическую картину мира.
Основа мифа
– Получается, что край Ойкумены – это край превращений, и мужеподобные женщины здесь, что называется, на месте.
– В древних культурах противоборство между мужским и женским началом порой доходило до кровавых столкновений. Австралийские аборигены были убеждены, что причиной всех болезней в половой сфере являются женщины. Мальчики и девочки жили у них отдельными лагерями. При этом девочки получали огромное удовольствие, убивая тотемную птицу мальчиков, и наоборот. Они дразнили этим друг друга и дрались, что весьма поддерживалось взрослыми.
Тем было важно выработать отрицательное отношение к своим женщинам, так как одним из самых больших преступлений у них считалась близкородственная связь. Женщин в жены нужно было брать из другого племени.
– Ну, хорошо, а какие амазонки считались самыми «древними»?
– Африканские. Согласно мифу, из Северной Африки царица Мирина привела их в Малую Азию. На территории Северной Африки даже в средневековье сохранялись пережитки матриархального родового строя. Вспомним Египет – это восточная страна, но здесь женщина изображается рядом с мужчиной.
Права женщин во владении имуществом были равны правам мужчины. Более того, обязательным условием вступления в брак в Египте был контракт – анрета. В этом контракте прописывалось, что, становясь женой, женщина становится хозяйкой всего того, чем владеет мужчина. Если мужчина уличен в измене, все его имущество переходит к женщине. Именно поэтому египетский мудрец Птахотеп предупреждал: «Не приближайся к женщинам. Ничего хорошего не может быть там, где они находятся… Когда имеешь дело с женщиной, над тобой висит угроза смерти».
Опасения Птахотепа перекликаются с рекомендациями Гесиода, данными им своему беспутному брату Персу:
«Женщин беги вертихвосток, манящих речей их не слушай,
Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит.
Верит поистине вору ночному, кто женщине верит!»
– И у греков: где женщина, там беда.
– В греческой культуре гендерное противостояние было выражено еще четче. Вспомним ящик Пандоры, Елену Прекрасную или Брасеиду, ввергших ахейцев в бесчисленные муки. И для того, чтобы аллегорически выразить ту опасность, которую представляет собой женщина, ее нужно было только вооружить. Так сформировался миф, в котором женщина-амазонка маркировала край Ойкумены.
И все-таки – прекрасные созданья
– А теперь – к нашим пенатам. Я слышала о легендарном острове в дельте Дона, где обитали амазонки. Он назывался Алопекия. Откуда взялся этот миф?
– Остров такой есть (название связано с обитанием там лис), он упоминается у Страбона. Применительно к Нижнему Дону впервые об амазонках говорит Геродот. Это миф из V века до нашей эры, в котором рассказано о происхождении савроматов: якобы скифские юноши встретились с амазонками, бежавшими из-под стен Трои.
Скифские вожди решили, что от брака их молодых людей с этими женщинами получится более воинственное племя. Мои коллеги согласны со мной, что этот миф этиологический, то есть он появляется для объяснения ситуации, почему женщины савроматов владеют оружием и скачут на конях.
Таких легенд встречается много, когда объединяются несколько кланов, то возникает необходимость объяснить это объединение мифологическим родством. Есть и рассказ о том, что из-за обитания здесь амазонок Дон назывался Амазонской рекой.
– Греки говорят о мужеподобных женщинах, а вазопись представляет нам их прекрасными созданиями. Как быть с этим?
– Фигуры-то у них все-таки атлетические. Но в греческой культуре все прекрасно. Их художники украшали жизнь, такова тогда была задача искусства.
– Значит, амазонки не существовали в действительности и это все-таки миф?
– Нужно понимать, что это хорошая сказка. Но как сказано: сказка – ложь, да в ней намек. Так что давайте думать о том, о чем нам предложили подумать греки. В этом мифе нашли отражение мужские патриархальные комплексы и страхи, которые основаны на образе опасности, исходившей от женщины.
Может быть, сегодня стоит подумать о пределах феминизации. И Запад дает нам пищу для размышлений. Согласитесь, хорошо, когда существует баланс между мужским и женским началами. Отношения между полами в обществе всегда важнее, чем отношения между классами, так как это – основа всего сущего.
Мне бы меньше всего хотелось видеть женщину с автоматом или снайперской винтовкой, но так же неприятно видеть ее с кайлом. Проблемы семьи, вытекающие из современного гендерного противостояния, должны в равной мере волновать всех нас. Никто не заменит ребенку мать, а здоровье семьи гораздо важнее всех других программ, в которых так хотелось бы поучаствовать.
Досье
Лукьяшко Сергей Иванович. Родился на Кубани, закончил РГУ, чем гордится. Работал в Ростовском пединституте, защитил кандидатскую, потом и докторскую диссертации по скифской истории Нижнего Дона. Работал в Ростовском госуниверситете. Сегодня – заведующий лабораторией археологических исследований Южного научного центра РАН. В этом году усилиями Сергея Ивановича и коллег удалось открыть кафедру археологии и истории культуры на социально-гуманитарном факультете ДГТУ.
Источник: http://don24.ru/publications/15641