Новая Азовская Газета.ru / Новости / Азов / CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XLII: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"

CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XLII: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"

               О ТЕХ, КТО СТРОИЛ АЗОВ XX ВЕКА

 

В Азове, как и в любом городе мира, строили всегда. Одна историческая эпоха сменяла другую, город переориентировал стратегию своего развития, судьба меняла его предназначение, происходили взлеты и падения, внушающие то тревогу, то надежды, но Азов постоянно строился. Иной раз это было очередное возрождение из разрухи и сама борьба за выживание, другой раз – действия, предначертанные рукой свыше и имеющие в своей основе определенные военно-политические и экономические цели.

 

Если определить базовые направления строительства Азова, то всегда, вплоть до примерно середины XIX века, наш город рос как торговый центр и крепость. Крепость – прежде всего. Затем с конца XIX и до Октябрьской революции, когда к власти пришли большевики, город развивался как порт и экономический центр.

 

Кто только не строил Азов! Каторжники и рабы, военные инженеры и стрельцы, солдаты регулярной армии и наемники, иноземцы и местные, императоры и военачальники, современные профессионалы и бригады коммунистического труда!

 

С середины XX века Азов получил качественно новый толчок в своем развитии. Примитивные строительные образования постепенно превратились в мощные и современные строительные организации: слишком большие задачи тогда встали перед городом.

 

Именно с этого времени мы и поведем свой рассказ…

 Да, да... Тогда таким был Петровский бульвар...

             

В этой книге уже упоминалось о том, что с момента прихода к власти большевиков и после окончания гражданской войны, вплоть до середины сороковых годов двадцатого века, Азов для страны был городом, центром сельскохозяйственного района.

 

Строили кустарными методами, в основном из глины (самана) и камыша. Профессиональных строителей, в современном понимании, в Азове тогда не было.

 

Пришедшая в Азов после второй мировой войны промышленность потребовала иного подхода. И строительство начало естественным путем осуществляться на промышленной основе.

 

В 1947 году, в апреле, в Азов из Сталинграда было переброшено управление военно-строительных работ (УВСР), которое в начале следующего года переименовали в УНР-107.

 

Вскоре в Азове появилось еще одно крупное строительное подразделение – УНР-129. Оно образовалось из ранее созданной строительной структуры «Азчеррыбстрой» (вышестоящая организация располагалась в Крыму). Затем, после серии реформ, «Азчеррыбстрой» был переименован в «Донспецрыбстрой» и передан в подчинение «Главсевкавстрою». Оба азовских строительных управления тогда подчинялись строительному тресту №10 г. Ростова-на-Дону.

 

Субподрядные строительные организации в Азове представляли собой строительные участки. Это УНР-102, позднее переименованное в УНР-120 (отделочные работы), а также УНР-116 (благоустройство строительных объектов, прокладка наружных, внутридворовых и внешних магистралей и коммуникаций). Иные виды работ (землеройные, электромонтажные, сантехнические и другие) осуществлялись более мелкими участками, подчинявшимися крупным ростовским трестам и управлениям.

 

 

А теперь представим, как строился город после окончания Великой Отечественной войны…

 

В конце сороковых – начале пятидесятых годов в Азове ускоренными темпами вырастали корпуса трех заводов, впоследствии ставших градообразующими. В город приезжали специалисты из всего СССР, Азов растил свои кадры. Время заставляло, помимо производственных площадей, строить жилье, детские сады, школы. Это был самый настоящий строительный бум, может быть, и несопоставимый по своим масштабам с крупнейшими всесоюзными стройками, но, тем не менее, мало уступавший им в объемах и темпах.

 

Если посмотреть фотографии Азова того времени, то поневоле ловишь себя на мысли: как виды нашего города напоминают известные кадры из художественных фильмов начала шестидесятых, рассказывающих о новых Черемушках в различных городах страны! Там, где раньше на окраинах города стояли мельницы да росли степные травы, теперь высились строительные краны, спешили туда-сюда грузовики с балками и кирпичом.

 

Большое пространство от нынешней средней школы №1 до железнодорожного вокзала и нефтебазы буквально кипело. Еще не видно ни одного дерева, еще не заасфальтированы улицы, а в новые дома уже въезжают новоселы.

 

Вот далеко не полный перечень объектов, построенных с 1947 по 1973 годы тружениками УНР-107 и УНР-129: заводы АОМЗ, КПА и КПО, судоверфь, хлебозавод и молзавод, рыбзавод, Дом быта, кинотеатр «Родина», ресторан «Казачок», ДК имени Ильича, гостиница «Солнечная», административное здание горисполкома, горкома КПСС и горкома ВЛКСМ, мясокомбинат, кирпичный завод, 8 зданий детских садов и яслей, две школы, шесть общежитий, 144 жилых многоэтажных дома, две бани, здание станции скорой помощи и инфекционный корпус городской больницы, здание банка…

 Отметим закрепленный историческими документами факт: в Азове, да и не только в нем, до 1955 года основные строительные работы велись без использования электроэнергии!

 

Например, в УНР-107 тогда числилось 40 лошадей, на которых перевозили стройматериалы. Воду доставляли из Дона.

 

Бетон укладывали и уплотняли вручную. Начальники, инженерно-технические работники, прорабы менялись как в калейдоскопе. И только благодаря решениям ХХ съезда КПСС, обратившего внимание на развитие строительной индустрии, в стране и в Азове, начались позитивные перемены.

 

Однако только в 1948 году, суровом и послевоенном, этим управлением в Азове были построены 13 жилых домов, 9 сборно-щитовых жилых бараков по улице Пушкина в районе Нового поселения. И это не считая собственной конторы, а также производственных и подсобных помещений…

 

Объемы строительно-монтажных работ увеличивались ежегодно в несколько раз. И поэтому возник самый насущный вопрос, связанный с тем, что мощности двух генподрядных управлений стало катастрофически не хватать для выполнения огромного объема азовского строительства. В Азове стало необходимым создавать единый строительный комплекс: свой строительный трест. 

 

Главным организатором и проводником в жизнь этой воистину революционной для дальнейшей судьбы Азова идеи стал Николай Сергеевич Исаханов…

 

На подобном примере, а таких примеров в истории Азова можно найти немало, становится ясна истинная и определяющая роль человека в истории.

 

Краткая биографическая справка

Николай Сергеевич Исаханов родился в 1917 году в Армении. До войны окончил автодорожный рабфак и Всесоюзный автодорожный заочный институт.

 

В пятнадцатилетнем возрасте поступил учеником токаря на Ростовский завод «Красное знамя». Работал старшим инженером Ростовского областного земельного управления, педагогом в Азовской школе механизации и ремесленном училище. 

 

В годы войны был заместителем начальника по эвакуации трудовых резервов на заводы Востока в г. Красноводск (Туркмения). 

 

С 1946 года работал начальником управления «Азчеррыбстрой», затем «Союзспецстрой», «Донспецстрой», УНР-129 и управляющим Стройтреста №3. Трижды избирался заместителем председателя Азовского горисполкома.

 

Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, многими медалями. «Заслуженный строитель РФ»,

 

Почетный гражданин Азова. Его сыновья – Игорь, долгое время был директором знаменитого завода «Арсенал» в Киеве, а Сергей – ученый.

 

***    

 

Он предложил создание на базе двух управлений строительного треста, с передачей ей в его подчинение работающих по договорам субподряда различных управлений и участков.

 

Дата рождения Азовского «Стройтреста №3» – 22 февраля 1973 года. Его управляющим назначили Николая Исаханова. Таким образом, в Азове сформировался мощный строительный комплекс, так много сделавший для нашего города, да и не только для него…

Наш ГДК. Еще не убран строительный мусор...

 

Из истории «Стройтреста №3»

 

В 1973 году в состав треста вошли: - УНР-107 (руководитель Ф.С. Кириллов, главный инженер

Н.М. Марченко);

 

- УНР-129 (руководитель Н.М. Масловский, главный инженер В.Г. Вертий);

 

- УНР-116 (руководитель В.Д. Лосев, главный инженер А.С. Болдырев);

 

- СУ-103, которое базировалось в г. Батайске, а позднее переехало в Азов (руководитель В.Л. Дыдо, главный

инженер Л.В.Михайлов);

 

- КСМ-3 (комбинат строительных материалов), руководитель Д.А. Дрейшнер, главный инженер В.К. Лесной;

- Три генподрядных управления, размещающихся в городах Сальск (СУ-105), Батайск (СУ-25) и Волгодонск (СУ-31).

 

Чуть позднее дополнительно были созданы еще два управления: СУ-20 и УМ-8, а в 1979 году специально для строительства Азовского комплекса детского питания – Су-42.

 

В качестве вспомогательной базы для заготовки и складирования строительных материалов и конструкций создали еще одно новое предприятие – УПТК-3. Главным инженером вновь образовавшегося треста был

назначен Александр Петрович Жилин.

 

Управляющие трестом «Азовстрой» и «Стройтрестом №3»

 

Н.С. Исаханов (1973-1977 гг.)

 

В.В. Ковалев (1977-1987 гг.)

 

В.М. Сафаров (1983-1984 гг.)

 

В.М. Певнев (1987-1991 гг.)

 

А.И. Загоруйко (1991 - 1994 гг.)


 

 Интересная подробность

 

Около 70% иженерно-технических работников «Стройтреста №3» – не коренные азовчане, а приезжие, в основном сибиряки и уральцы. Подавлящее большинство их надолго пустили свои корни в Азове.

 

Факт

 

Сразу после амнистии, наступившей после смерти Иосифа Сталина, количество азовских строителей резко увеличилось. Конечно же, за счет возвращавшихся из лагерей людей…

 

Интересный факт

 

После завоевания Азова в конце XVII века Петр Первый для строительства крепости распорядился выделить солдат и стрельцов «по 1000 человек с переменою посуточно…»

 

Из истории Азова

 

В производственных документах пятидесятых-шестидесятых годов существует термин «автогужевой транспорт». Например, в 1961 году за Азовским портом числились три лошади. Их использовали на строительстве жилого дома по улице Красногоровской.

 

Факт

 

В пятидесятых-шестидесятых годах в СССР учредили 13 новых орденов и медалей. Среди них – медали «За отвагу на пожаре», «За освоение целинных земель», «За спасение утопающих», а также «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

 

(Продолжение главы – в следующую субботу)

Добавить комментарий
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив