Ну-ка, моргни! Правила автомобильного этикета
Этому не учат в автошколе и за это не накажут инспекторы ГИБДД. Но иногда соблюдение негласных правил поведения на дороге может предотвратить аварию.
Этикет на дороге, как и в жизни, — дело индивидуальное. И его положения никогда не окажутся в правилах дорожного движения. Хотя часть автомобильных «жестов» — не только проявление вежливости, но и своеобразное средство безопасности.
Пожалуй, лучше всего знаком российским автомобилистам знак благодарности. Коротко моргнул аварийной сигнализацией — сказал «спасибо». Жест у многих дошёл до автоматизма. Вклиниваешься со второстепенной дороги в поток или перестраиваешься в пробке — и рука рефлекторно тянется к красной кнопке с белым треугольником. В свою очередь, на перестроение «дают добро» коротким сигналом дальнего света. Любопытно, но в крупных российских городах подобные жесты вежливости встречаются даже чаще, чем в Европе.
На самом деле «язык фар» гораздо более сложный и не ограничивается простой благодарностью. У той же аварийки есть ещё и другие значения, более полезные. В конце концов, сигнализация на то и аварийная, что она предупреждает об опасности. И включать её стоит не только при парковке во втором ряду. Например, при резком торможении перед пробкой, местом аварии или другим препятствием. Водители позади сразу поймут, в чём дело, и сбросят скорость. Особенно часто этим сигналом пользуются европейцы, у нас же предупреждение других участников движения ещё не вошло в привычку. А ведь это может спасти собственную машину от удара зазевавшегося водителя.
Предупреждают об опасности не только попутные машины. «Когда встречный автомобиль начинает необычно быстро и долго моргать дальним светом, не 2–3 раза, а 5–10 раз, значит, впереди что-то случилось. Например, машина стоит на полосе», — рассказывает экс-дальнобойщик с большим стажем Михаил Мулюкин.
Всё менее популярными в России становятся предупреждения дальним светом о «засадах» гаишников или просто камерах фото- и видеофиксации. Помочь нарушителю избежать наказания, или пусть отвечает по заслугам? Тут каждый решает сам. Вопрос и правда непростой. Попыткой охладить пыл нарушителя можно устранить потенциальную угрозу с его стороны.
К слову, о торопыгах. Они по-своему используют дальний свет. Продолжительный одиночный яркий сигнал фарами обращён не к встречной, а к попутной машине впереди и означает «пропусти». Для этого можно ещё использовать сигнал левого поворота, чтобы не смущать встречный поток. Подобную световую просьбу тихоход также увидит в зеркале заднего вида.
Особое место в правилах этикета на дороге занимают взаимоотношения водителей легковых и грузовых авто. Возможно, вы не обращали внимания, но дальнобойщики особенно часто занимаются «благотворительностью» и делятся с остальными информацией о дорожной обстановке. Тоже с помощью света. Ведь они высоко сидят и далеко глядят.
«Если дальнобойщик включает левый сигнал поворота, значит, фуру не стоит обгонять — впереди «встречка». Если включает правый сигнал, значит, дорога свободна. Но нельзя слепо полагаться на эти знаки. Может, водитель просто поворачивает», — объясняет Михаил Мулюкин.
Впрочем, водители легковушек старания дальнобойщиков зачастую не замечают или делают вид, что не замечают. «На дорогах бывают расширения: например, полосы разгона, аварийные карманы, автобусные остановки… Дальнобойщики в этих местах берут правее, чтобы их могли опередить, не выезжая на встречку. Но многие этого не ценят. Расширение заканчивается, надо перестраиваться, а все едут и едут. Делаешь доброе дело, а в ответ получаешь плевок. В следующий раз дальнобойщику просто не захочется никому помогать.
Многие просто не представляют, что управлять грузовиком гораздо сложнее, в первую очередь, тактически. Каждый спуск и каждый подъём — целый ритуал. Вот в Европе водители легковушек это понимают и при любых манёврах фуры стараются её пропускать, даже если она выезжает со второстепенной дороги», — Михаил Мулюкин советует автомобилистам войти в положение дальнобойщиков.
Со временем наши водители привыкли благодарить друг друга. Пора научиться хотя бы проявлять участие к другим. Своё негласное правило есть и для тех, кто на трассе столкнулся с неожиданными проблемами. «Красная тряпка или жилет на зеркалах — просьба о помощи. Этот знак пришёл к нам из Восточной Европы, его знают все дальнобойщики», — отмечает Михаил Мулюкин. Почему бы не притормозить и не поинтересоваться, что случилось? В следующий раз, возможно, вы поменяетесь ролями.
Источник: http://www.aif.ru/auto/practice/nu-ka_morgni_pravila_avtomobilnogo_etiketa
Другие новости по теме:
Добавить комментарий