О ялтинском выступлении Владимира Путина
Сергей Серебров (УТРО.RU) размышляет: вчерашнего ялтинского выступления Владимира Путина перед парламентариями ждали с нетерпеньем и одновременно с чувством легкого ужаса. Политическая обстановка, накрученная накануне встречи пугающими заявлениями Жириновского, Пушкова и различных экспертов, указывала на то, что глава государства непременно должен будет объявить о чем-то судьбоносном.
О том, что в четверг в Ялте решается что-то очень важное свидетельствовало так же и то, что встреча не демонстрировалась ни по одному из телевизионных каналов, включая центральные. Сложившийся за много лет формат телевизионного шоу, когда президент по нескольку часов находился под прицелом объективов телекамер, отвечая на вопросы и блистая остроумием, был полностью отвергнут. Информация о ходе переговоров и заявлениях президента появлялась преимущественно в виде коротких информационных блоков агентств.
Обращения главы государства к нации, с призывами сплотиться перед лицом внешнего врага или затянуть пояса, равно как и хлестких обвинений в адрес украинского руководства и Запада, на удивление, не прозвучало. Несмотря на то, что еще за день до выступления президента, многие ждали от него если не объявления войны, то по меньшей мере, введения "миротворческого" контингента на Украину, речь Путина прозвучала на редкость миролюбиво. «По поводу принципов нашей внешней политики: она должна быть миролюбивой», — цитирует главу государства РБК. У России большой потенциал обеспечения своей безопасности, но вооруженные силы — «это не панацея и мы не собираемся с бритвой носиться по всему миру и махать этой бритвой».
«Страна погрузилась в кровавый хаос, в братоубийственный конфликт. На юго-востоке разыгралась масштабная гуманитарная катастрофа, тысячи людей погибли, сотни тысяч стали беженцами, потеряв буквально все», — пояснил Путин. «Мы внимательно следим за тем, что там происходит, ставим эти вопросы и перед руководством Украины, и перед мировым сообществом, перед ключевыми международными организациями. Будем делать все, что от нас зависит, для того чтобы этот конфликт был прекращен как можно быстрее, чтобы на Украине перестала литься кровь», — цитирует Путина Интерфакс.
Заданный президентом миротворческий тон моментально подхватили и другие спикеры. "Россия будет придерживаться миролюбивой внешней политики, но Россия — суверенное государство, которое принимает решения исключительно в интересах своих граждан", — заявил вице-спикер Госдумы единоросс Сергей Неверов.
Не менее странным могло показаться и изменение Путиным трактовки последних решений российских властей о запрете ввоза в РФ ряда наименований продуктов питания. Как сообщается на официальном сайте президента, в Крыму Путин подчеркнул, что «это не просто ответные меры, а в первую очередь меры поддержки отечественных производителей, открытие российского рынка для стран и производителей, которые хотят сотрудничать с Россией и готовы к такому сотрудничеству».
Единственным объяснением столь неожиданного изменения Путиным присущей ему жесткой внешнеполитической риторики, может служить желание притормозить развитие конфликта, возникшего на Украине и имеющего все шансы обернуться большой войной в Европе.
Нельзя исключать, что "маневр" российского президента не ограничивается одними только миролюбивыми заявлениями. Как стало известно в среду, Игорь Стрелков - министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики покинул свой пост. Исполняющим обязанности министра назначен Владимир Кононов. Более подробная информация по данному вопросу отсутствует.
Очевидно, что уход Стрелкова (Гиркина), являющегося одним из немногих успешных командиров восточно-украинского ополчения, ведет к постепенному ослаблению ДНР и ЛНР и победе Киева. Стрелков оставался последним наиболее авторитетным и компетентным руководителем боевого крыла самопровозглашенных республик. Ранее посты в руководстве республик оставили другие лидеры – Александр Бородай и Валерий Болотов.
Таким образом, с уходом Стрелкова, можно говорить о том, что повстанческое движение на востоке Украины обезглавлено. Связано это как-то с последними действиями Кремля или нет – не известно. В то же время, очевидно, что шансы украинских силовиков на победу на востоке страны заметно возросли.
Какие же выводы можно сделать из последних событий?
Первый из них заключается в том, что Россия дает понять Западу, что не намерена подбрасывать поленья в восточно-украинский костер. Для того, чтобы сомнений в этом не было, Кремль мог бы пойти на такой важный для Запада шаг, как увод с политической сцены Игоря Стрелкова.
Второй возможный вывод заключается в том, что показав свою силу и решимость, Россия решила приостановить эскалацию конфликта, однако сохранив за собой более устойчивую и прочную политическую позицию.
Зачем все это нужно России и Путину?
Похоже, на данном этапе, одна из кремлевских политических группировок, которую можно назвать, например, "партией войны", потерпела поражение в непрекращающейся борьбе с группой придерживающейся либерально-рыночных идей. Очевидно, здесь не могло обойтись без самого Путина, сохраняющего возможность влиять на различные группировки во власти. По всей видимости, глава государства окончательно убедился в том, что разрешение конфликта на Украине не возможно без силового вторжения на территорию страны, что в свою очередь чревато большой войной. Поскольку, Россия к такой войне не готова ни в экономическом, ни в политическом плане, военный сценарий было решено отложить.
Нельзя забывать и о том, что введенные в отношении России санкции так же дают о себе знать. Наверняка, в последние дни, тревожные звоночки все чаще звучат в сознании представителей окружения президента, серьезно занимающихся бизнесом. Ослабление позиции РФ по Украине дает шанс на исключение наиболее неудобных санкций.
Таким образом, Россия сделала пусть и небольшой, но встречный шаг в отношении
Запада. Если заявленная Путиным политика будет реализована, появляются возможности избежать военных столкновений в Европе.
Возможно, здесь у Кремля работает инстинкт самосохранения. Помимо украинского, в мире существует еще много серьезных конфликтов, таких как иракский, карабахский и др. Преодоление какой-то критической массы по локальным конфликтам, как показывает история, ведет к конфликтам глобальным. Доводить ситуацию до них Путин определенно не хочет. Напротив, на данном этапе, его главная стратегическая цель ограничивается удержанием Крыма. Сделать это можно только при наличии неких договоренностей и соглашений с Западом. Именно этим, вполне может объясняться неожиданное "миролюбие", продемонстрированное вчера Путинным.
Впрочем, так же нельзя исключать, что речь идет не о мире как таковом, а лишь о временном перемирии, необходимом России для укрепления своих позиций.
Другие новости по теме:
Добавить комментарий