Ростовское здравоохранение: «Система кумовства, коррупции и знакомств»...
- Категория: Новости / Ростовская область
- Автор: redactor
- Дата: 11-10-2022, 17:24
На судебном заседании по делу замглавврача ростовской больницы №20 Анны Коленовой продолжился допрос медиков этого учреждения. 10 октября, накануне двухлетия трагической истории, когда из-за перебоев с кислородом погибло пять человек, был допрошен бывший заведующий отделением анестезиологии-реанимации Борис Розин.
Сам Борис Розин накануне того рокового дня, 11 октября 2020 года, ушел в отпуск, поэтому его рассказ, в основном, касался обстоятельств, которые предшествовали трагедии.
Бывший завотделением подчеркнул: он не считает, что какие-то действия заместителя главврача больницы по технике и хозчасти Анны Коленовой стали непосредственной причиной гибели людей. Согласно его мнению, смерти пациентов были закономерным следствием общей ситуации в ростовском здравоохранении.
Борис Розин саму схему, когда кислородная система заполняется из кислородных баллонов, считает устаревшей. По его словам, когда в Москве специалисты услышали, что в ростовской больнице №20 все еще применяют баллоны, то изумились.
— Вы что – с ума сошли, на улице XXI век, а вы говорите о кислородных баллонах, когда все уже давно ушли от них!.. Везде применяется жидкий кислород. Есть, он, кстати, и в нашей, ростовской областной больнице. Для сравнения: в одном баллоне содержится 6 тысяч литров кислорода. А в резервуарах с жидким кислородом, которые, как дирижабли, завозят в областную больницу, — 9 миллионов литров. А там дальше этот жидкий кислород идет через рециркулятор и превращается в газообразный. То есть цистерна заехала, завезли – и привет! — рассказал заслуженный врач.
Розин уточнил, что в любом случае заранее просчитать, какое количество кислорода понадобится для пациентов, невозможно. Но при использовании больших резервуаров с жидким кислородом вероятность того, что живительного газа вдруг не хватит, конечно, меньше.
Однако главными причинами трагедии 11 октября в 20-й больнице Борис Розин считает не технические причины, а «организационные». Он сам, увидев репортажи о распространении пандемии коронавируса в Западной Европе, понял, что надвигается страшная, еще невиданная беда. Однако ростовские власти не осознавали грядущей опасности.
— Между руководством и профессионалами была абсолютно безграмотная прослойка чиновников. Об этом я сказал в лицо и губернатору, и мэру. Я говорил губернатору: Василий Юрьевич, больных будет очень много. Коек будет не хватать. Кислорода будет не хватать. Умирать будет очень много. А мэр – ну, он же не медик, — сказал: да неужели вы сами в это верите… Я ему в ответ говорю: я-то верю, но когда вы в это поверите, то будет уже поздно, — поведал свидетель на суде.
Когда в Ростовской области начали создавать ковидные госпитали, то во всем следовали инструкциям из Москвы и обратно в столицу посылали бравурные отчеты, далекие от реальности. Так, инструкции потребовали, чтобы треть коек в ковидных госпиталях были реанимационными. И в документах при создании ковидного госпиталя на базе больницы №20 было указано, что из трехсот коек сто являются реанимационными. В реальности их первоначально было чуть больше двадцати.
— Я спрашиваю: а где эти сто коек? Их же нет… А мне в ответ: прекратите мешать работать! — припомнил медик.
Затем власти стали заявлять о дальнейшем увеличении коечного фонда. Однако, койки не лечат, стены не лечат, отметил Розин. К койкам должны «прилагаться» аппаратура и врачи-специалисты.
— Я видел репортаж по Дон-ТР, как Быковская с губернатором говорили, что в Белой Калитве создается ковидный госпиталь. А я гляжу: сзади губернатора там стоит дыхательный аппарат для совсем другой группы больных, с тромбозом сосудов, а не ковидных больных! — вспомнил Борис Розин.
Руководители региона и города не единожды посещали "двадцатку". Фото: пресс-служба губернатора РО
Создание «видимости для отчетности» неизбежно вело к трагедии, уверен врач.
— Если я попрошу вас налить в 3-литровую бутыль 4 литра воды, вы скажете мне: ты что, безумец? А вот это и произошло в 20-й больнице, куда «налили» большое количество больных, — считает врач.
Борис Розин подчеркнул, что пытался «достучаться» до сознания чиновников, но это ему не удалось.
— Я уже был под прицелом всего руководства из-за того, что говорил то, чего нельзя было говорить. От меня требовали: заткнись, а я не затыкался. Я губернатору говорил: Василий Юрьевич, с этим руководством в бой идти нельзя – если здравоохранением уже много лет руководит человек без медицинского образования, —сказал Борис Розин, видимо, имея в виду экс-начальницу управления здравоохранения Ростова Надежду Левицкую.
— Я стоял на коленях перед Левицкой и просил купить рентген-аппарат для больных, потому что для меня было тяжело бегать с третьего этажа на первый, делать снимки, а потом опять бежать к больным, — припомнил заслуженный врач.
По словам Розина, в период пандемии были «хаос» и «тотальная паника». Но это было неслучайно.
— Система кумовства, коррупции и «знакомств» довела медицину до крайней точки. А в этой крайней точке можно хоть десять Коленовых посадить, и ничего хорошего от этого не будет… Много таких вещей творится в ростовском здравоохранении, о которых даже говорить страшно, — заметил врач.
Борис Розин не исключил, что ситуации, подобные пандемии COVID-19, могут повторяться. И вновь система здравоохранения может оказаться неготовой к ним.
— Есть такие страшные воздушно-капельные болезни, как корь, ветрянка. На Украине прививок нет, а с Украины очень много людей здесь. Это могут быть такие вспышки… Такие трупы… Особенно от кори. Единственные в Ростове мельцеровские боксы для этих больных были в 20-й больнице. Но их взяли и закрыли, открыв там поликлинику, — констатировал медик.
Коснулся в своих показаниях свидетель и ситуации, когда в историях болезней, «дневниках» пациентов, умерших 11 октября 2020 года, не оказалось упоминания о перепадах и прекращении подачи кислорода. Реаниматологи-анестезиологи Владимир Ильченко и Артур Топоров в тот роковой вечер, посоветовавшись с Борисом Розиным, добросовестно записали в «дневники» все, что происходило. Но затем эти записи «исчезли».
— Это мы сейчас лезем в ту область, где просто можно лишиться жизни. Вы в курсе, что с историями болезней произошло. Скажем мягко, не рекомендуется на эту тему вообще… Тема закрыта… Я понял одно: если хочешь до старости дожить, то замолчи и нигде не говори лишнего. Я сегодня, слава богу, ничего лишнего не сказал, — заключил свои показания Борис Розин.
Напомним, что 11 октября 2020 года в ростовской горбольнице №20 произошли перепады и полностью прекратилась подача кислорода ковидным больным. Кислорода не было около часа. За это время в реанимации умерло пятеро больных. Общее количество умерших в этот день в 20-й больнице составило 13 человек.
Первоначально власти отрицали факт смерти пациентов из-за перепадов в подаче кислорода. 26 октября руководители управления здравоохранения Ростова на пресс-конференции заявили, что в историях болезней умерших пациентов не зафиксирован факт прекращения подачи кислорода. Однако реаниматолог-анестезиолог Артур Топоров предал гласности подробности того трагического вечера. По его рассказу, подача кислорода прекратилась, люди умирали, и эти факты он со своим коллегой Владимиром Ильченко отразили в «дневниках».
27 октября стало известно, что министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская и начальник управления здравоохранения Ростова Надежда Левицкая покинули свои должности.
На скамье подсудимых оказалась бывшая заместительница главного врача МБУЗ «Городская больница №20» по технике и хозяйственной части Анна Коленова. Она обвинена в халатности (ч. 1 ст. 293 УК РФ). Следователи установили, что именно она обязана была наладить бесперебойное обеспечение ковидного госпиталя кислородом. Слушания дела происходят в Советском районном суде Ростова-на-Дону.
Дмитрий Ремизов
Источник: https://bloknot-rostov.ru/news/sistema-kumovstva-korruptsii-i-znakomstv-boris-roz-1530257