Есть предложение включить театр им. Горького в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
- Категория: Новости / Ростовская область
- Автор: redactor
- Дата: 14-04-2021, 19:32
Донской архитектор, советник РААСН Сергей Алексеев предлагает включить театр имени Горького в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. С автором инициативы поговорила корреспондент газеты «Молот».
По законам геометрии
«В Ростове-на-Дону есть театр, равный по значимости Парфенону, он может стать центром туристической привлекательности, и я могу доказать это!» – говорит Сергей Алексеев.
Театр Горького, который часто называют театром-трактором, бесспорно уникальный шедевр архитектуры. Эпоха конструктивизма дала всего два наиболее ярких театральных здания – Новосибирский театр оперы и балета и Ростовский театр имени Горького. В Новосибирске театр построили как раз перед войной, в 1944 году, и использовали много прорывных технологий. Например, для быстрой смены декораций установили круговую сцену, и театральные подмостки быстро превращались в арену цирка. Но в конце 1940-х годов театр полностью декорировали в духе сталинской эпохи.
«Пытались то же самое сделать и с театром Горького, – рассказывает Алексеев. – Конструктивизм, которому было отпущено всего 15 лет, признавали тогда «упрощенкой», здания, построенные в этом стиле, считали уродливыми коробчонками. После войны, при восстановлении, театр хотели переделать, закрыть здание колоннадой.
Кроме того, был указ Хрущева, гласящий, что в городах областного подчинения зрительный зал не должен быть вместимостью более 1200 мест. «Сделайте красиво!» – была поставлена задача, и архитектор Валентин Разумовский предложил гениальные решения и спас здание, сохранив его внешние габариты. В частности, чтобы сократить количество мест (а их было 2500), передвинул сцену.
На месте служебного корпуса, где ранее размещались мастерские театра, детский сад и столовая для сотрудников, появился зеленый театр, рассчитанный на 3500 зрителей. Разумовский, убрав элементы сталинского ампира, вернул интерьерам геометрическую чистоту и минимализм, свойственные конструктивизму. В итоге на юге России у нас остались два главных памятника эпохи конструктивизма – театр Горького и здание Госпрома в Харькове».
Одновременно внутри и снаружи
Почему театр имени Горького – шедевр архитектуры, достойный мирового признания?
«Театр был изначально задуман как театр массового действия, предназначенный для многофункционального использования, – объясняет эксперт. – Он должен был стать одним из важнейших общественных сооружений города. Было три сцены: центральная с поворотным кругом и кольцом, и еще две малых сцены по бокам. Все было рассчитано, чтобы действие было непрерывным, на трех площадках. Впервые в истории архитектуры лестницы вынесли из общего объема здания. В малый зал можно попасть через галереи, связанные с двумя выносными пилонами.
Глупость несусветная, когда говорят, что наш театр – трактор, и придумали такой образ авторы проекта. Представители петербургской академической школы, архитекторы Щуко и Гельфрейх взяли за основу принцип кластерной архитектуры. От античности взяты принцип центрального ядра и окружающая его колоннада. Зрители находятся одновременно и внутри и снаружи здания. Этот принцип размытой границы – космический прорыв архитектурной мысли!»
«Фойе расположено на третьем этаже, и публика в ожидании спектакля может любоваться видами Задонья. Есть и еще одна культурная площадка, интерактивная – на «лбу» театра предполагалась демонстрация кино», – рассказывает Сергей Алексеев.
Соединил Ростов и Нахичевань
Театр выполняет и целый комплекс градостроительных задач, в этом тоже особенность проекта.
Здание соединяет два города – Ростов и Нахичевань, раньше разделенные межой, где паслись козы. Не было бы здесь театра, все было бы застроено многоэтажками. А теперь мы имеем эффектное городское пространство, важную его доминанту – огромный театр с видом на реку, просторную площадь, соединившую в единое целое два разрозненных градостроительных образования. Планировалось, что свободный участок между зданием СКЖД и жилым домом станет продолжением парка Революции.
Интересно, что когда проводился конкурс проектов на строительство театра, победили московские архитекторы Бархины (отец, сын и брат). Они предлагали создать театр в модной тогда концепции павильонного типа: каждой функции отдавалось отдельное здание, которые объединялись переходами. Но ростовские архитекторы посчитали, что Ростову больше пользы принесет проект Щуко и Гельфрейха, и не прогадали.
Образцы чистого конструктивизма
«Такие здания могли спроектировать только гении! И мы обладаем этой жемчужиной. Однако когда я направил письмо с предложением создать рабочую группу, которая подготовила бы документы для включения театра имени Горького в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, то в региональном минкульте, мне ответили: «Нецелесообразно». Хотя в Общественной палате города это предложение поддержали, и я намерен и дальше продвигать эту инициативу.
Юг России представлен в списке архитектурного наследия ЮНЕСКО только крепостью Нарын-Кала в дагестанском Дербенте и крымским Херсонесом Таврическим. Я уверяю, театр Горького тоже заслуживает статуса памятника ЮНЕСКО. И это поможет не только спасти само здание от дальнейших разрушений и перестроек, но и вернуть ему изначально заложенный функционал главного культурного центра города. Кроме того, это позволит развивать архитектурный туризм.
Только в Ростове сохранились образцы чистого конструктивизма среди жилых строений. Это два жилых дома архитекторов Михаила Кондратьева и Леонида Эберга: уникальный пространственный ансамбль дома «Новый быт» (на пересечении улиц Суворова и Соколова) и комплекс жилых домов ликеро-водочного завода, что на углу улицы Лермонтовской и проспекта Буденновского. Интересные образцы конструктивизма – два дома-гиганта: один на Профсоюзной улице и другой на перекрестке проспекта Ворошиловского и улицы Красноармейской, занимающие целый квартал. А сколько таких построек в городах области! Можно разработать увлекательный туристический маршрут», – уверен Сергей Алексеев.
Комментарий
Архитектор Артур Токарев: «Форма театра на протяжении всей его жизни вызывала повышенную творческую активность в интерпретации как исследователей, так и горожан. Образ театра получился необычайно ярким и запоминающимся. Но что касается самой укоренившейся трактовки этого образа (театр-трактор), то в этом вопросе разделяю, скорее всего, точку зрения академика архитектуры, специалиста в области охраны культурного наследия Татьяны Славиной, замечающей, что в облике театра «усматривают попытку отразить индустриальный дух времени путем прямого воспроизведения форм, но маловероятно, чтобы Щуко оперировал такой прямолинейной символикой».
Источник: https://don24.ru/rubric/kultura/vlasti-rostova-vystavyat-na-aukcion-pravo-arendy-pomescheniy-v-dvuh-starinnyh-domah.html
По законам геометрии
«В Ростове-на-Дону есть театр, равный по значимости Парфенону, он может стать центром туристической привлекательности, и я могу доказать это!» – говорит Сергей Алексеев.
Театр Горького, который часто называют театром-трактором, бесспорно уникальный шедевр архитектуры. Эпоха конструктивизма дала всего два наиболее ярких театральных здания – Новосибирский театр оперы и балета и Ростовский театр имени Горького. В Новосибирске театр построили как раз перед войной, в 1944 году, и использовали много прорывных технологий. Например, для быстрой смены декораций установили круговую сцену, и театральные подмостки быстро превращались в арену цирка. Но в конце 1940-х годов театр полностью декорировали в духе сталинской эпохи.
«Пытались то же самое сделать и с театром Горького, – рассказывает Алексеев. – Конструктивизм, которому было отпущено всего 15 лет, признавали тогда «упрощенкой», здания, построенные в этом стиле, считали уродливыми коробчонками. После войны, при восстановлении, театр хотели переделать, закрыть здание колоннадой.
Кроме того, был указ Хрущева, гласящий, что в городах областного подчинения зрительный зал не должен быть вместимостью более 1200 мест. «Сделайте красиво!» – была поставлена задача, и архитектор Валентин Разумовский предложил гениальные решения и спас здание, сохранив его внешние габариты. В частности, чтобы сократить количество мест (а их было 2500), передвинул сцену.
На месте служебного корпуса, где ранее размещались мастерские театра, детский сад и столовая для сотрудников, появился зеленый театр, рассчитанный на 3500 зрителей. Разумовский, убрав элементы сталинского ампира, вернул интерьерам геометрическую чистоту и минимализм, свойственные конструктивизму. В итоге на юге России у нас остались два главных памятника эпохи конструктивизма – театр Горького и здание Госпрома в Харькове».
Одновременно внутри и снаружи
Почему театр имени Горького – шедевр архитектуры, достойный мирового признания?
«Театр был изначально задуман как театр массового действия, предназначенный для многофункционального использования, – объясняет эксперт. – Он должен был стать одним из важнейших общественных сооружений города. Было три сцены: центральная с поворотным кругом и кольцом, и еще две малых сцены по бокам. Все было рассчитано, чтобы действие было непрерывным, на трех площадках. Впервые в истории архитектуры лестницы вынесли из общего объема здания. В малый зал можно попасть через галереи, связанные с двумя выносными пилонами.
Глупость несусветная, когда говорят, что наш театр – трактор, и придумали такой образ авторы проекта. Представители петербургской академической школы, архитекторы Щуко и Гельфрейх взяли за основу принцип кластерной архитектуры. От античности взяты принцип центрального ядра и окружающая его колоннада. Зрители находятся одновременно и внутри и снаружи здания. Этот принцип размытой границы – космический прорыв архитектурной мысли!»
«Фойе расположено на третьем этаже, и публика в ожидании спектакля может любоваться видами Задонья. Есть и еще одна культурная площадка, интерактивная – на «лбу» театра предполагалась демонстрация кино», – рассказывает Сергей Алексеев.
Соединил Ростов и Нахичевань
Театр выполняет и целый комплекс градостроительных задач, в этом тоже особенность проекта.
Здание соединяет два города – Ростов и Нахичевань, раньше разделенные межой, где паслись козы. Не было бы здесь театра, все было бы застроено многоэтажками. А теперь мы имеем эффектное городское пространство, важную его доминанту – огромный театр с видом на реку, просторную площадь, соединившую в единое целое два разрозненных градостроительных образования. Планировалось, что свободный участок между зданием СКЖД и жилым домом станет продолжением парка Революции.
Интересно, что когда проводился конкурс проектов на строительство театра, победили московские архитекторы Бархины (отец, сын и брат). Они предлагали создать театр в модной тогда концепции павильонного типа: каждой функции отдавалось отдельное здание, которые объединялись переходами. Но ростовские архитекторы посчитали, что Ростову больше пользы принесет проект Щуко и Гельфрейха, и не прогадали.
Образцы чистого конструктивизма
«Такие здания могли спроектировать только гении! И мы обладаем этой жемчужиной. Однако когда я направил письмо с предложением создать рабочую группу, которая подготовила бы документы для включения театра имени Горького в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО, то в региональном минкульте, мне ответили: «Нецелесообразно». Хотя в Общественной палате города это предложение поддержали, и я намерен и дальше продвигать эту инициативу.
Юг России представлен в списке архитектурного наследия ЮНЕСКО только крепостью Нарын-Кала в дагестанском Дербенте и крымским Херсонесом Таврическим. Я уверяю, театр Горького тоже заслуживает статуса памятника ЮНЕСКО. И это поможет не только спасти само здание от дальнейших разрушений и перестроек, но и вернуть ему изначально заложенный функционал главного культурного центра города. Кроме того, это позволит развивать архитектурный туризм.
Только в Ростове сохранились образцы чистого конструктивизма среди жилых строений. Это два жилых дома архитекторов Михаила Кондратьева и Леонида Эберга: уникальный пространственный ансамбль дома «Новый быт» (на пересечении улиц Суворова и Соколова) и комплекс жилых домов ликеро-водочного завода, что на углу улицы Лермонтовской и проспекта Буденновского. Интересные образцы конструктивизма – два дома-гиганта: один на Профсоюзной улице и другой на перекрестке проспекта Ворошиловского и улицы Красноармейской, занимающие целый квартал. А сколько таких построек в городах области! Можно разработать увлекательный туристический маршрут», – уверен Сергей Алексеев.
Комментарий
Архитектор Артур Токарев: «Форма театра на протяжении всей его жизни вызывала повышенную творческую активность в интерпретации как исследователей, так и горожан. Образ театра получился необычайно ярким и запоминающимся. Но что касается самой укоренившейся трактовки этого образа (театр-трактор), то в этом вопросе разделяю, скорее всего, точку зрения академика архитектуры, специалиста в области охраны культурного наследия Татьяны Славиной, замечающей, что в облике театра «усматривают попытку отразить индустриальный дух времени путем прямого воспроизведения форм, но маловероятно, чтобы Щуко оперировал такой прямолинейной символикой».
Источник: https://don24.ru/rubric/kultura/vlasti-rostova-vystavyat-na-aukcion-pravo-arendy-pomescheniy-v-dvuh-starinnyh-domah.html
Другие новости по теме:
Добавить комментарий