Новая Азовская Газета.ru / Новости / Азов / Учитель в спорте, учитель в жизни... Памяти Виктора Шелестенко

Учитель в спорте, учитель в жизни... Памяти Виктора Шелестенко

Учитель в спорте, учитель в жизни... Памяти Виктора Шелестенко

Сегодня исполнилось бы 73 года мастеру спорта по горному туризму Виктору Леонидовичу Шелестенко. А четвертого августа - сорок лет со дня его гибели на перевале Фатаг.

Он преподавал физкультуру в Азовской средней школе № 9. Ребята называли его Леонидович. В этом выражалась застенчиво-грубоватая влюбленность подростков с окраины города в светловолосого учителя, который сумел стать самой настоящей доброй душой школы.


И не только школы. Виктор Леонидович Шелестенко был председателем Азовского городского клуба туристов. Ни один слет, ни одно соревнование не проходили без него. Родилась долгожданная дочка Наташка, защитил диплом, стал мастером спорта СССР… Все шло отлично. А потом пришло лето 1976 года…

«…Они спускались с перевала Фатаг. «Стенку» уже прошли. Четыреста метров «стенка». И когда вся группа уже спустилась, остались Шелестенко и Перепечаев. Володя Перепечаев мастера закрывал. Вот. И тут лед пошел с вершины. Виктора сразу… Ну, у Володи с ребрами что-то было. Он ничего… Сейчас на Памир собирается». Так скуповато рассказывали эту историю мне в клубе туристов во время подготовки к слету, посвященному памяти Шелестенко. Эти слеты ничем не напоминали плановые мероприятия, которые стараются побыстрее «спихнуть» и о которых через день забывают.

Друг и постоянный спутник Виктора – Володя Перепечаев вспоминал о самых важных маршрутах его биографии.

«Семьдесят второй год… Когда он свою «пятерку» мастерскую проводил. Это было первое мастерское прохождение перевала Нахажбита (Кабардино-Балкария) высшей категории сложности. В первенстве Союза этот маршрут занял одно из ведущих мест. В сборнике «Ветры странствий» о нем написано как об одном из сложнейших маршрутов сезона.

Особенным был маршрут по Центральному Кавказу пятой категории сложности. Прохождение сложнейшего Караугумского ледопада. Его, обычно, все группы обходили, а это значительная задержка на маршруте. Однажды группа из Ленинграда прошла этот ледопад напрямую за три дня. Но в отчете отметили, что ледопад страшен и его лучше обходить. Так вот, в семьдесят пятом году группа, которой руководил Виктор, за шестнадцать часов прошла этот ледопад и доказала его проходимость.

И семидесятый год… В семидесятом Шелестенко ходил разведывательным маршрутом в район Восточного Кавказа: Тепли-Джимарай-Казбек. Он буквально загорелся этим районом. Как почему? Естественно, потому что нехоженный, перевалов много новых, короче – сложный и интересный район. Там он четвертого августа семьдесят шестого года в восемь двадцать утра и погиб… У меня на глазах… Мы с ним в восемь десять засекли время и присели десять минут перед спуском курили. И только встали – лед пошел…

Памятную плиту в форме развернутой книги сделали на заводе Ростсельмаш ребята из туристского клуба «Планета». На одной странице – профиль и даты жизни, на второй высечена надпись: «Учитель в жизни, учитель в спорте – для нас он будет примером всегда. Туристы Ростовской области». Мемориальная плита установлена на месте гибели Виктора Шелестенко. Поляна, куда спускалась группа, названа его именем.

-Знаешь, говорят иногда - ну зачем такой риск, во имя чего? А ведь сильные люди с навыками альпинизма в жизни везде нужны. В жизни! Это же не просто беспочвенная романтика надуманная. На БАМе наши ребята работали, на других стройках. А если Великую Отечественную вспомнить, когда советские альпинисты с горными стрелками из фашистского "Эдельвейса" дрались... Шелестенко очень серьезно к горам относился. Был предельно дисциплинирован сам и от других требовал максимального обеспечения безопасности.

Я понимаю почему инженер, поэт и опытный турист Сергей Сильванский заговорил об этом. Не было неразумного риска, игры со смертью. Была работа. Привычная работа на маршруте пятой категории сложности. И... трагическая случайность.

Старшее поколение учеников Леонидовича до сих пор помнят походы выходного дня. В субботу вечером он выходил с детворой в окрестные села на побережье Азовского моря. Учил ставить палатки, вязать узлы, разжигать костер, не пропускать моменты, когда товарищу нужна помощь. Конечно, пели туристские песни, которых знал Леонидович великое множество. Все было просто и ошеломительно здорово. Зимой - лыжные походы на Кольский полуостров и Подмосковье, а на весенних и летних каникулах - Кавказ! Некоторых "трудных" он буквально спасал от тюрьмы.

24 июля исполнилось сорок лет сыну Леонидовича Виктору. Родители хотели назвать его Сашей. Но через несколько дней после рождения мальчика отец погиб в горах, и мама назвала парня Виктором.

От автора

Вдова Виктора Леонидовича - Светлана Андреевна Шелестенко - бережно хранит подборку старых публикаций о нем. Среди них есть и мои, написанные, что называется, по-живому. Перечитывая их, решила, что будет правильно сделать их основой этого материала, дополнив комментарием на тему «из опыта Учителя Милостию Божей». Идеализировать советские времена не собираюсь, но и хаять как-то не хочется.
Учитель в спорте, учитель в жизни... Памяти Виктора Шелестенко


Сейчас частенько детьми не занимаются, детьми отчитываются. Редкие Учителя ухитряются, вопреки требованиям псевдопедагогической системы, жить ради улыбки ребенка. Систему интересует количество мероприятий. «Мыльнопузырьная» педагогика берет за горло и заставляет работать в режиме «трудовой истерики».

Господи, Боже мой, как же повезло моему поколению! У нас были такие Учителя как Виктор Леонидович Шелестенко, достойные не ритуального плача и пышного застолья, а действительно Светлой Памяти!

Ольга КОВАЛЕНКО.


В публикации использованы авторские материалы: «И добрый мир твоих забот» - газета «Комсомолец» от 10.10.78, «В знак памяти» - газета «Красное Приазовье» от 1.10.88, «Расти и помни» - газета «Красное Приазовье» от 23.07.91, «Чтобы помнили…» - газета «Приазовье» от 3.08.96. А также отрывки из публикаций местных и областных СМИ из архива семьи Шелестенко.
Добавить комментарий
    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив