Осторожно, социальные сети!
Александр Плешаков (First News) размышляет: социальные сети, которые уже не раз называли "телеграфом и телефоном" новых революций, пытаясь запретить и ограничить, всплыли в новой ипостаси. На сей раз в роли системы "зомбирования".
В центре очередной "сенсации" оказалась соцсеть Facebook. Год назад аудитория этой сети, создателем которой стал самый молодой в истории долларовый миллиардер Марк Цукерберг, составила около 1,2 миллиарда пользователей.
Так вот, стало известно, что 689 тысяч пользователей Facebook, сами того не желая, подверглись внушению - их настроением с помощью ленты новостей манипулировали психологи.
Виртуальные манипуляторы
Авторы исследования, как пишет в понедельник, 30 июня, "Коммерсант", начиная с 2012 года, пытались добиться целенаправленных изменений настроения человека. После чего в специальной литературе вышла публикация исследований, на которую позднее обратил внимание британский журнал New Scientist.
Манипуляторами стали ученые и представители собственно компании Facebook. Они выясняли, насколько меняется настроение людей в зависимости от содержания новостной ленты: посты пользователей, подвергшихся спецобработке, отличались заметно большим объемом негатива.
"Учитывая масштаб ведущих социальных сетей, даже небольшой сдвиг приоритетов может иметь огромные суммарные последствия и воздействовать на реальную жизнь", - отмечают авторы доклада.
Представители научного сообщества, в том числе на Западе, выразили беспокойство и критически реагировали на известие об эксперименте. В частности, ньюсмейкеры Financial Times и журнала The Atlantic Monthly назвали исследование "неэтичным" и "пугающим".
Хотели как лучше
При этом один из организаторов наделавшего шума опыта Адам Креймер выразил сожаление тем, что исследование причинило беспокойство. Он пояснил, что целью эксперимента было выяснить приоритеты пользователей для разработки новых сервисов и лучшего взаимодействия с адресной аудиторией в дальнейшем.
Он также заверил, что все исследовательские работы в Facebook тщательно контролируются, и, несмотря на негативные отклики, формально никакие правила нарушены не были, так как сбор информации для "тестирования, исследований и улучшения сервиса" оговаривается в пользовательском соглашении.
Представители экспертного сообщества в свою очередь высказывают мнение, что анализ реакций пользователей на размещение той или иной информации в соцсети – это "палка о двух концах". Они проводят аналогии с телевизионной рекламой, которая с одной стороны "должна отвечать интересам определенных групп пользователей", а с другой "формирует потребительский спрос", "зомбирует" потенциальных потребителей услуг и товаров.
Влияние социальных сетей, в которых миллиарды граждан по нескольку раз на дню дают самоотчеты, уже неоднократно становилось предметом бурного обсуждения. В ряде стран социальные сети "чуждого содержания" были объявлены вне закона или оказались "под огнем" санкций контролирующих органов.
Другие новости по теме:
Добавить комментарий