CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XXII: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК: ГРИМАСЫ СУДЬБЫ АЗОВА (Окончание главы)
Отмена крепостного права в России в 1861 году породила в крестьянской среде массу самых различных слухов. Крестьяне ожидали «новую волю», считая эти реформы фиктивными. Называли даже точную дату выхода в свет этой самой «новой воли» — 19 февраля 1863 года. Подобные слухи ходили не только в Приазовье... На юг хлынула дешевая рабочая сила — залог экономического всплеска. В 1861 году в Азове проживало 7379 человек. Данные статистики свидетельствуют: это 23 потомственных дворянина разных полов, 42 личных дворянина и больше всего мещан — около трех тысяч.
Хлеб становится основным источником дохода и главным мерилом ценностей той эпохи в истории Азова. Хотя Азов по-прежнему занимается рыбной ловлей (рыбный сезон длится четыре месяца — с 1 февраля по 1 июня), и вывозит рыбу для продажи в Ростов-на-Дону и станицу Гниловскую, «пшеничная лихорадка» охватывает весь Азово-Черноморский край.
Разговор идет о пшенице экспортной, как одной из важнейших статей дохода России в те времена. Практически весь хлеб, выращенный между Доном и Еей на продажу поступает в Азов, а оттуда — в Таганрог, являющийся самым крупным южным портом государства после Одессы и Ростова. В эти годы резко возрастает значение Азовского порта.
Хлеб и только хлеб формирует и определяет тогда экономику Азова. Появляются огромные хлебные ссыпки, различные склады и конторы Лазаря Самойловича, братьев Антона и Ивана Руссо, Павла Мочалина, Соколова, Сивоконева, Василия Гнилосырова, Василия Сыроватского, Степана Роева, Офиля, Чижева, Попова, связанные с хлебным бизнесом. Если забежать немножко вперед, то к началу XX века на Азово-Черноморские порты приходилось около пятидесяти процентов всех перевозок России. В этом есть определенный вклад и Азова...
Современники отмечают: тогдашние азовские бизнесмены не особо интересовались развитием посада и не инвестировали в него средства. Деньги на развитие города добывались городскими властями с так называемых сборов, полукопеечных и копеечных, направленных на реализацию отдельных проектов, например, мощение улиц. В 1895-м, рекордном для Азова году, через наш порт было вывезено почти 230 тысяч тонн зерна.
В газете «Приазовский край» по этому поводу писалось: «Лет 40 назад Азов представлял собой центр торговли рыбой в низовьях Дона... Теперь этого нет, добыча рыбы уменьшилась... Удобное расположение Азова при реке близ моря и примыкающий к нему большой, из года в год увеличивающийся район хлебных запашек... сделал Азов заметным на юге России центром, превышающим своими торговыми оборотами... многие азовские и черноморские порты». Город, по оценке современников, в конце века похож на разросшуюся большую деревню, и «только примыкающая к нему крепость напоминает о прежнем значении этого места».
В 1862 году, сразу же после отмены крепостничества, в Азове тринадцать общественных зданий, более 1200 домовладений, более пятидесяти магазинов и лавок, две православные церкви. Данная статистика, конечно же, не учитывает характерных для наших мест строений из тростника, обмазанных глиной. В посаде уже живет более двадцати пяти тысяч жителей, в Азове действуют более 450 торговых и промышленных заведений, есть городской Банк, восемь учебных заведений.
Вид на посад Азов. 1896 год
Наш город тогда можно разделить на три условные части: Крепость, Форштадт и Молокановка. Фортштадт тянется вдоль Азовки от крепости до Кирсановой балки (ныне — нижняя часть пер. Коллонтаевского). Главная улица Молокановки — Воронцовская (ныне — Кирова). В 1892 году в центре Азова возводится здание городской Управы (проект архитектора Ф. Гаузенбаума).
Здесь сейчас процветает и расширяется Азовский музей-заповедник. На самом возвышенном месте Крепости (район Петровского спуска, улиц Генуэзской, Лермонтова и Суворова) стоит церковь Александра Невского, на Базарной площади — церковь Успения Богородицы, а на кладбище — церковь Иоанна Предтечи. Редкие керосиновые фонари освещают Петровский бульвар.
Хотя в 1888 году посад Азов передан Области Войска Донского, он не является казачьим городом. Это южный портовый город, где смешались разные народы и языки, различные интересы и сословия. Диковинный язык, который и сейчас в народе называется «балаканьем» рождается именно тогда. Здесь живут и перенимают друг у друга обычаи и словечки армяне, казаки, евреи, немцы и, конечно же, русские. Азов стоит на пороге XX века, не подозревая о грядущих великих потрясениях, в которые, несомнено, будет вовлечен и он, как маленькая и любимая нами частица России...
Это интересно
Во время Крымской войны 1853-1856 гг. на Дону проводились оборонительные мероприятия, связанные с возможностью высадки военного англо-французского десанта. Гирла Дона заградили затопленными баржами, набитыми камнем. Именно поэтому во второй половине XIX века суда, идущие из Азова к морю, шли через Каланчу-Кутерьму-Переволоку на лодках, а затем перегружали свой груз на баржи. Гирловой Комитет, образовавшийся в 1865 году, занялся углублением Дона до четырех метров.
О народниках-революционерах Приазовья
Известно, что революционная народническая организация «Земля и воля» была образована в Санкт-Петербурге в 1876 году, а свое название получила в 1878 году. Среди ее основателей — Г. В. Плеханов. В программе организации была крестьянская революция и национализация земли. Основными методами работы народников была революционная пропаганда и поселение в «народе». В эти годы в Кагальнике работал в качестве земского врача народник И. Владыкин, в Васильево-Петровке в качестве фельдшеров народницы М. Ошанина и Е. Сергеева, в Александровке — И. Фисенко, студент Петербургского университета.
В тридцати пяти километрах от Азова в районе села Самарского братья Поповы — Михаил, Андрей и Илья основали хутор, где вместе с товарищами по революционному делу овладевали азами крестьянского труда. На хуторе побывали Г. Плеханов, Л. Гартман, М. Ошанина, сестры Товбич, другие видные деятели народнического движения.
Один из братьев Поповых - Михаил Родионович
Там скрывался покушавшийся на жизнь шефа жандармов в Петербурге в 1879 году Л. Мирский (затем он скрылся через Азов в Таганроге). Полиция производила там обыски, наблюдала за действиями народников, но никаких жестоких репрессий в их отношении не проводила — в те времена и почти вплоть до Октябрьского мятежа 1917 года к революционерам относились довольно либерально.
Вы можете себе представить, что бы сделала Советская власть с революционером Владимиром Ульяновым, если бы он году так в 1937-м, пытался бы ее свергнуть? После того, как землевольцы разъехались по селам и хуторам России, под Самарским остался «на хозяйстве» Алексей Родионович Попов. Крестьянской революции, как мы знаем из истории, тогда не произошло и деятельность в стране народников постепенно сошла на нет…
Малоизвестный факт
Вследствие ходатайства Войскового наказного атамана от 3 августа 1896 года святейший синод разрешил совершать ежегодно 19 августа в Азовской Успенской соборной церкви панихиду по императору Петру I, его сподвижникам и павшим при завоевании Азова войнам.
Исторический факт
Начиная с 1874 года в окрестностях Азова появились немцы и латыши. которые начали основывать свои поселения. Местные называли их «немецкие колонии». Одним из таковых было поселение Эйгенгейм («Родной приют»), теперь — село Новоалександровка. Латыши поселились рядом со станцией Степной на реке Средняя Чумбурка, немцы еще дальше — в глубине современной территории Азовского района под Порт-Катоном (Блюменталь) и рядом с Отрадовкой (Ольгенфельд). Немецкие поселения процветали и развивались вплоть до Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года их жители по особому распоряжению были вывезены в неизвестном направлении, скорее всего на Север.
Факт из истории
Здание городской Думы было построено благодаря семидесяти пяти тысячам рублям владельца кирпичного завода Г.А. Белявского. В течение 25 лет ему возвращали по три тысячи рублей в год, а за проценты на вложенный капитал он пользовался первым этажом и подвалами.
(Следующая глава – в следующую субботу)