Азовский район: две мортиры сделал у себя дома мастер из села Кулешовка
Две мортиры сделал у себя дома мастер из села Кулешовка Азовского района Владимир Быковский. 410-миллиметровое орудие «прославилось» во время реконструкции «Осады Азова», а небольшое — копия мортир петровских времен — пока никуда не выезжало. Дорого ли обходится необычное хобби, создатель орудий рассказал информационному агентству «ДОН 24».
«Над большой мортирой я работал около трех месяцев. Живу в частном доме, поэтому все делал у себя на подворье, своими руками», — рассказал Владимир.
Уже шесть лет мужчина работает в Азовском музее-заповеднике, и 410-миллиметровую мортиру сделал специально для реконструкции «Осада Азова» около трех лет назад. Тогда проведение фестиваля отменили из-за пандемии нового коронавируса. В этом году мортиру удалось использовать по назначению — она предстала перед посетителями фестиваля и вызвала восторг своими залпами — дыма и огня было много.
«Она стреляет только холостыми. Стрельнуть из нее по-настоящему просто невозможно, там стоят заглушки со специальным крепежом. При попытке выстрелить настоящим зарядом все это разлетится. Так я сделал специально, чтобы не было претензий от правоохранительных органов. У меня уже спрашивали: «А если тебя прищучат?» Но здесь нет ничего такого, усиленным зарядом ее даже зарядить невозможно», — объяснил Владимир Быковский.
Мастер знает, о чем говорит, так как закончил курсы пиротехников и имеет пятый разряд. Его навыки помогают не только в изготовлении мортир, но и в проведении мероприятий военно-исторического клуба «Казачья слава», в котором состоит Владимир. Вместе с единомышленниками он побывал на реконструкциях в Чеченской Республике и Краснодарском крае, но часто отправляться в такие путешествия не получается. Да и мортиру возить на реконструкции — дело затратное.
«Приходится вызывать погрузчик, чтобы ее отвезти, а потом привезти. Она тяжелая. Первый раз везли на «ГАЗели», только ствол поднимали в шестером. Около месяца она была в музее у нас, но потом попросили забрать — слишком большой интерес вызывала у детей, они по ней лазили, внутрь пытались что-то положить, а это все на ответственности охранника», — поделился Владимир.
Процесс производства орудий обходится мастеру недешево.
«Я посчитал, что по нынешним ценам материалы для двух этих мортир обошлись бы мне в 170 тысяч рублей. Сейчас сильно подорожало железо», — рассказал сотрудник музея.
Всю работу над мортирами он провел сам. Но 410-миллиметровое орудие — не копия своего «предка», использовавшегося около 300 лет назад, а его собирательный образ.
«В ней есть что-то от одной, что-то от другой. Она украшена орнаментом, в нем я что-то сам придумал, что-то видел не на мортирах, а на пушках и мне понравилось. Эти узоры я на листах железа высверливал дрелью, вырезал болгаркой, обрабатывал напильником, все делал вручную. А вот маленькую мортиру петровских времен можно назвать копией той, которая есть у нас в музее», — отметил мастер.
Пока возобновлять производство мортир у себя дома Владимир Быковский не собирается. А тем, кто решил пойти по его стопам, посоветовал почаще заглядывать в интернет — там много информации обо всех особенностях этих орудий.