CУББОТНИЕ ЧТЕНИЯ-XIII: из книги ЮРИЯ КИСЛОВА «АЗОВ ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ"
«Азовское осадное сидение: из уст очевидцев» Часть вторая
Из «Повести об Азовском сидении донских казаков» Федора Порошина, войскового подьячего, в прошлом беглого холопа:
...«В одна тысяча шестьсот сороковом, 24 июня, прислал турецкий султан Ибрагим на нас, казаков, четырех
своих пашей да двух полковников, капитана Мустафу, да приближенного своей тайной думы, начальника службы безопасности своей Ибремя-скопца, вместо себя за ими присматривать, как будут биться и вести осаду Азова-города его паши и полковники...
...С пашами прислал он на нас огромную рать бусурманскую, собрав и объединив из подвластных ему двенадцати стран военных людей, состоящих на службе...Только по спискам было там двести тысяч бойцов, не считая поморских, крымских и других черных мужиков, которые на этой стороне моря собраны из всех орд крымских и ногайских на погребение наше...
...Кроме того, с ними, с пашами, для победы над нами пришли немецкие специалисты по взятию крепостей, организации приступов и подземных подкопов. Из многих и разных государств были эти мудрые изобретатели: из Греции и Испании, Венеции и Стокгольма, французы, умеющие делать подкопы, ядра, порохом заряженные, и прочие штурмовые премудрости. Артиллерии привезли турецкие паши под Азов великое множество: огромных пушек для проламывания крепостных стен — 129 штук. Кроме того, небольших орудий было 674 пушки, стреляющие ядрами и картечью, да 32 мортиры для навесного огня...
...Начал говорить нам посланник янычарский от имени царя своего турецкого, четырех пашей и царя крымского речью ласковой: ... «Заберите с собой ваше серебро и золото и идите без страха из Азова-города в городки свои казачьи к своим товарищам. При отходе не тронем мы вас. Но если вы в эту ночь из Азова не выйдите, завтра живы не будете... Простит вам государь наш, турецкий царь и паши его, все ваши преступления прежние и нынешнее взятие Азовское. Пожалует наш государь, турецкий царь, казаков честью великой. Обогатит вас, казаков, он, государь, многими неописуемыми богатствами»...
...Ответ наш казачий из Азова-города переводчику и воеводе янычарскому: «Видим всех вас и все про вас знаем, силы и притязания царя турецкого тоже знаем! И встречаемся мы с вами, турками, часто на море и за морем на сухом пути. Знакомы нам давно ваши силы турецкие. Давно ждали мы вас в гости к себе под Азов.
Куда ваш Ибрагим, турецкий царь, ум свой подевал?
Да вам, туркам, самим известно, что с нас до сих пор никто даром зипуны наши не снимал... Будем мы с ним, царем турецким, биться, как с паршивым свиным наемником. Мы, казачество вольное, дорого продаем жизнь свою. А где бывают ваши армии огромные, там ложатся трупы во множестве... Азов мы взяли у царя турецкого не воровским промыслом, а прямым штурмом... посмотреть для опыта, каковы воины турецкие в осаде от нас сидеть...
А вообще-то мы примеряемся к Иерусалиму и Царьграду (Стамбулу). Думаем забрать у вас Царьград. Царство то было христианское... Мы люди Божьи, подданные государя Московского. а еще называемые при крещении христиане православные... Потеряете вы под Азовом турецких голов своих многие тысячи, а не видать его вам из рук наших казачьих до скончания века.»...
...И пошли войска их к нам под город... с криком, смелым и жестоким, на штурм. Закрыли Азов-город весь знаменами своими. начали башни и стены топорами рубить. Бросились по лестницам на стены городские...В огне и дыму не могли мы уже видеть друг друга. С обеих сторон огонь и грохот от стрельбы стоял страшный, огонь и дым поднимались до небес... Заранее подготовленные тайные подкопы подземные, выведенные за город в ожидании штурма, от многолюдства их неописуемого не устояли, обвалились все, не удержала земля их веса. На этих провалах погибли многие тысячи турок, так как заложен был порох в те подкопы и набиты они были железом рубленым... Весь день до захода атаковали турки...
...На третий день... начали турки пешие насыпать огромный земляной вал, намного выше стен города Азова, и повели его в нашу сторону... Видя ту гору высокую, горе свое вечное, смерти от нее ожидая, попросили у Бога милости, у Пречистой Богородицы помощи, помолившись у иконы Иоанна Предтечи, покровителя нашего, пошли мы из города на прямой бой против их трехсот тысяч...
... Услышали неверные крик наш, что с нами Бог, не устояли перед нами, побежали от горы своей насыпной высокой. Побили мы их тогда множество, многие тысячи...
... На этом месте закончились их мудрости земляные. Но начали насыпать они другую гору, позади прежней, еще более высокую... Стали они с той горы из орудий бить по Азову днем и ночью без остановки... Шестнадцать дней и ночей ни на час не умолкала артиллерийская канонада. За эти дни и ночи, стрельбой пушечной. разрушены были все городские укрепления, все стены и башни, церковь Иоанна Предтечи и дома, все было разрушено до основания...
...Мы же в это время сидели под землей, и не было у нас возможности даже выглянуть...
...Выкопали мы под землей, под турками, под валом их огромным, помещения потайные просторные. От этих помещений подземных, повели мы двадцать восемь подкопов под их стоянки...
Выходили мы порой ночною, нападали на пехоту янычарскую, побили их множество... Паши турецкие, глядя на наши подкопные хитрости, повели уже против нас, из своего лагеря семь подкопов. Хотели они по тем подкопам пробраться в наши подземелья и подавить нас своим численным превосходством. но мы, милостью Божьей, вычислили их подкопы и порохом взорвали, завалив под землей многие тысячи...
...Двадцать четыре раза приступали турки к городу Азову всеми своими людьми. Самым жестоким и смелым был приступ первый, ножами тогда мы с ними резались...
...Начали они на приступы посылать янычар каждый день. Десять тысяч янычар атакуют нас целый день до ночи, а ночью им на смену приходят другие десять тысяч и атакуют до рассвета...
...Во время сидения осадного, держали мы грешный пост, молились усердно, соблюдали чистоту телесную и душевную...
...И продолжалось наше сидение в Азове от турок в осаде с 24 июня 149 года до 26 сентября 150 года. Сидели мы в осаде 93 дня и 93 ночи. 26 сентября, ночью, турецкие паши со своими турками и крымский царь со своими войсками, за четыре часа до рассвета, всполошились окаянные и испугались, побежали никем не преследуемые...
... А нас, казаков, в Азовской осаде всего 7367 человек было. Кто остался в живых после той осады, все переранены, нет у нас ни единого человека, кто не пролил бы своей крови, защищая Азов, за имя Божие и за веру христианскую»...
Казаки послали в Москву своих представителей, просили включить Азов в число русских владений и прислать войско «10 000 людей, 50 000 всяких припасов, 20 000 пудов пороха, 10 000 мушкетов, а денег на все это нужно 221 000 рублей»...
Царь Михаил Федорович (кстати, первый царь из династии Романовых), собирает Боярскую думу, затем Земской собор. поднимается вопрос об Азове. Взять его под «государеву руку». означает войну с могущественным противником. Недавний афронт под Смоленском еще жив в памяти. Правительство считает, что в этой обстановке удержать Азов будет невозможно и приказывает казакам оставить его, что они и делают.
Летом 1642 года после ухода казаков, турки занимают Азов, восстанавливают крепость и пристань. Уже в следующем, 1643 году, Азовский паша встречает на пристани русских послов под грохот крепостных пушек...
В 2023 году — 382 года Азовскому сидению донских казаков...
Об авторе повести
«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» Федора Порошина считается одним из лучших литературных памятников той эпохи. Она была очень популярна у читателей. Благодаря своей патриотичности, яркому языку, эпичности и драматичности повествования, распространяясь в тысячах списков.
Судьба Порошина драматична. 21 февраля 1642 года он был исключен из числа казаков, получавших в Москве «корм и питье», а при отпуске станицы на Дон задержан с документальной пометкой: «А ясаул Федька Порошин сослан в Сибирь»...
Из истории
Книга об Азовском осадном сидении была подготовлена к печати в 1941 году под редакцией и с предисловием академика А.С. Орлова. Однако Великая Отечественная война не позволила увидеть свет этой работе; более того, рукопись ее бесследно исчезла...
Видный ученый-литературовед академик А.С. Орлов (1871-1947) сделал очень многое для введения повестей об Азове в научный оборот. До наших дней дошло более семидесяти их списков. По его словам, «Азов стал для песен и преданий донского казачества именем такого же значения, как Киев для старины»...
Исторический факт
Исполняя волю Москвы и оставляя Азов, казаки вывезли из него 80 пушек, крепостные железные ворота с петлями, городские железные весы со стрелою. Из церкви Иоанна Предтечи взяли медное пятиярусное паникадило, чудотворную икону Иоанна Предтечи и всю церковную утварь. Казаки говорили: «Тот владеет
Азовом, кто владеет его воротами!» Эти трофеи можно и сегодня увидеть в Старочеркасске, бывшей столице Земли Донских казаков...
Интересный факт
Азовский Умер-бей еще в 1630 году жаловался султану, что в Азов «отныне морским путем денег не приходит, прожить никаким обычаем от бедности немочно, обнищали все до конца»... Русские послы клянутся, что казаки не будут Азову тесноту чинить и на Черное море ходить. А как только послы уезжают, казаки тут же выходят в море, грабят Керчь, Кастамону и турецкие земли. Более того — турецкий азовский гарнизон «корыстуется» с казаками...
Маленький факт
Интересно, что Эвлия Челеби упоминает в своем труде об острове Тимурленка в устье Дона, где, по его словам, находилась какая-то старая разрушенная крепость. По всей вероятности, это было место, где сейчас располагается станица Елизаветинская.
Интересный факт
Казаки, захватившие Азов, просили у царя Михаила Романова прислать им вестовой колокол весом в 1600 килограммов, и еще один для церкви Иоанна Предтечи. Вестовой колокол должен был звенеть во время опасности...
Атаманы
Имена атаманов, руководивших казаками во время турецкой осады Азова: Наум Васильев и Осип Петров.
(Следующая глава – через неделю, в субботу)