"Российская газета" об азовском ритуальном захоронении
«Российская газета» сообщает: в центре Азова, на месте древнего городища, археологи нашли ритуальное захоронение, которое датируется I-II веками нашей эры.
В погребении находилась молодая женщина, которую соплеменники проводили в загробный мир с многочисленными украшениями из золота и богатыми инвентарем.
— Большинство найденных вещей относится к I веку, когда в этой местности жили меоты. Наиболее привлекательно выглядят изящные серьги, сплетенные из золотой проволоки. Подобное ювелирное украшение мы не ожидали встретить в погребении варваров. Кроме того, было обнаружено около двух десятков золотых бляшек, которые, скорее всего, составляли украшение пояса, истлевшего за тысячи лет, — рассказал «РГ» заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника Андрей Масловский.
Помимо этого в состав похоронного инвентаря входил набор из двух курильниц и смолы, бронзовое зеркало, фибула-брошь, три сосуда разной формы, два медных кольца-амулета и большое количество стеклянных и терракотовых бус.
Отметим, что две тысячи лет назад, когда предположительно была похоронена женщина, все эти предметы представляли большую ценность. Например, в памятниках древнеегипетской литературы «Рассказ Синухета» и «Путешествие в загадочную страну Пунт» рассказывается, что бедуины и жители заморской страны давали много продуктов и животных за стеклянные бусы и бронзовые зеркала.
Видимо, покойница обладала высоким социальным статусом и, скорее всего, принадлежала к сословию жрецов.
Однако, по мнению археологов, наибольшую ценность представляет не похоронный инвентарь, а особенности погребения женщины.
— Могильник имеет четкую географическую привязку: голова покойницы ориентирована строго на север. Кроме того, погребение подверглось ритуальному разрушению. У нас есть все основания полагать, что могилу, через некоторое время после похорон, уже вскрывали: покойнице отрубили голову и перевернули лицом вниз. Также от тела была отделена правая рука. При этом ценные вещи, как мы видим, остались нетронуты, — подчеркнул Андрей Масловский.
Следует сказать, что подобными способами в древности боролись с колдунами и ведьмами, которые, как гласят легенды и трактаты средневековых священников, преследовали людей и разносили различные эпидемии.
Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе — у англосаксов, скандинавов и славян. К примеру, в Польше хорошо известно «антивампирское» захоронение молодой женщины из Гвяздово, обнаруженное в 1937 году.
Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах. Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь.
Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину.
Таким образом, можно предположить, что найденное в Азове захоронение меотской жрицы — это одно из самых древних так называемых антивампирских захоронений.
При этом, как отметили ученые, ритуальные манипуляции были произведены очень щадяще: кости скелета не были раздроблены, а вещи не были поломаны.
Впрочем, археологов более интересуют не фольклорные представления древних жителей Азова о загробном мире, а духовная жизнь, социальное устройство и материальное наследие представителей меотской культуры.
— Род, который оставил здесь погребения, видимо, был одним из наиболее многочисленных на городище, так как нам известно уже несколько десятков погребений членов этого клана, но погребения с золотыми украшениями в таком количестве найдено здесь впервые, — рассказывает Андрей Масловский. — На данном раскопе обнаружено семь захоронений, и все они не рядовые. Есть несколько погребений с особенностями погребального обряда, в частности, это погребение жрицы с золотым поясом.
До этого было погребение-кенотаф с захоронением человеческой жертвы — рабыни, до этого — погребение с необычным для могильника сосудом. Это родовое кладбище очень серьезно расширило наши представления о меотской культуре I-II веков.
Справка
Меоты — собирательное название древних племен, обитавших в I тысячелетии до н. э. на восточном и юго-восточном побережье Азовского моря и по среднему течению Кубани и Дона. Основа хозяйства прикубанских меотов — земледелие, у меотов Приазовья и Причерноморья — рыболовство. Меоты также имели ремесленное производство. Находясь на торговых путях античного мира, меоты охотно покупали и перепродавали товары из Древней Греции и Малой Азии.
Другие новости по теме:
Добавить комментарий