Захар Прилепин: надеюсь, что мы поумнели...
- Категория: Мысли по разному поводу
- Автор: redactor
- Дата: 22-12-2019, 11:53

Пришло время подробно на них ответить. Кто я такой. Что я знаю. Где я был. Что я видел. Как в той, позабытой уже детской книжке, которую я читал своим детям».
Юлия Шигарева, «АиФ»:— Захар, издатели к вашей новой книге добавляют своеобразный подзаголовок — «Исповедь счастливого человека»...
Захар Прилепин: — Там нет такого подзаголовка. Мне сложно назвать себя счастливым человеком, я слишком много людей похоронил за последние годы.
— И тем не менее вы мало похожи на человека, который способен так вот широко душу открыть — перед всеми. Почему вдруг решили выговориться?
— Я всегда был очень откровенен и писал крайне откровенные книги. Более откровенные, чем нужно было бы. Чересчур откровенные. Надеюсь, что это последняя откровенная книга.
— В книге вы много вспоминаете детство, пришедшееся на советское время. Сегодня те времена — 1970–1980-е — оказались на пике интереса. Даже у тех, кто в ту эпоху и родиться не успел. Почему вдруг советское прошлое, от которого мы так старательно пытались избавиться в 1990-е, сегодня интересует нас много больше, чем наше капиталистическое настоящее (а ведь реалии капиталистического сытого общества в те советские времена были предметом тихой зависти) и уж тем более чем будущее?
— Человеку свойственно сравнивать и взрослеть. Иногда — идеализировать. Иногда — умнеть. Надеюсь, что мы поумнели.
Несмотря на то что СССР был страной в чём-то скучной, в чём-то ханжеской, в чём-то жестокой, суть не в этом. Суть в том, что человек хочет оставаться человеком. Советский человек стремился стать лучше, умнее, чище. Советский человек хотел быть лучшим товарищем своим друзьям, лучшим сыном своим родителям, он хотел уважать себя за труд и за подвиг. Он не хотел быть б.... Мир, где всё продаётся, — противен сути человеческой. По крайней мере пока мы люди.
— Вы очень вкусно описываете мужские посиделки — когда приятели приходили в гости к вашему отцу. Просто так, без повода. Почему сегодня мы практически перестали приходить друг к другу в гости? И ладно бы только в гости ходить перестали — мы разговариваем-то друг с другом даже в семье всё меньше. Это атомизированное существование когда-нибудь в нечто иное, коллективное, назад перерастёт?
— Надеюсь, что да. Верю в это.
Почему мало ходим в гости — потому что живём в кредит, бежим за собой завтрашним, не в силах себя нагнать. Когда-нибудь придётся остановиться и оглядеться. Очень хочется остановиться. Я сам бегу.
— Позволю себе цитату из вашей книги: «Улыбчивый и спокойный отец — самая большая надежда и опора для ребёнка. Недополучив этого, человек будет ломаться, тормозить, съезжать в кюветы и там подолгу стоять, ржавея». Отцовская любовь важнее материнской?
— Я этого не говорил, что важнее. Я говорил, что важнее для меня, но это моя личная история.
— СССР (вернёмся опять-таки в те времена) давал возможность нормальному человеку реализоваться: тут БАМ, там целина, там Севера, тут Саяно-Шушенская ГЭС. А сейчас: там офис, тут банк, там виртуальная реальность, тут отпуск в Турции. И куда здоровому мужику деваться? Может, они поэтому в Донбасс и рванули? Или возможности для реализации и сегодня есть? Просто я не туда смотрю?
— Есть, конечно, и сегодня. Мир разноцветный, сложно свести к одному знаменателю. Вопрос по большому счёту не о том, можно ли, главный вопрос — зачем.
Реализация была направлена на сверхцели: вырваться за пределы человеческого, освоить космос, создать мир без насилия, унижения и угнетения, спасти тех, с кем испытываем солидарность. Нынешняя самая распространённая реализация: записать самый тупой ролик в ютьюбе и хапнуть миллион, кого-нибудь обхамив.
Или: накачать губы, добиться 10 млн подписчиков в Инстаграме и переезжать с континента на континент, фотографируя свой силикон.
Есть, конечно, и стройки, и наука, и музыка — но это всё находится в маргинальном положении по отношению к этому вот бреду. А тогда было наоборот. Вопрос приоритетов, короче.
— «Левада-центр» озвучил цифры: 53% россиян в возрасте 18–24 лет готовы переехать в другую страну. И на вопрос: «Зачем? Кто вас там ждёт?» — они отвечают: «А мы и тут никому особо не нужны». Такие ответы — это уже приговор стране или пока только диагноз?
— Я предложил бы купить им всем билеты и отправить на Запад. Они просто не понимают, что такое Запад. Они не понимают, отчего Англия выходит из Евросоюза, отчего Америка голосует за Трампа, а 30 тыс. французов выходят и разносят центр Парижа в хлам.
Наивные, инфантильные существа. Пусть едут. Самые нормальные из них вернутся и расскажут своим детям, что их обманули. Иначе это никогда не кончится.
— Борис Гребенщиков сказал: «Дело культуры — воспитывать людей, которые создадут будущее страны». У неё, у культуры, это получается? Или воспитание — это всё-таки задача папы с мамой?
— У нас с Гребенщиковым разное будущее, разные страны, разные дети и, увы, разная культура. Но если от этого абстрагироваться — он прав.
Страну спасут люди, умеющие читать, писать, слушать музыку, думать.
А также — водить космические корабли, стрелять из всех видов оружия, выживать в лесу и тундре, ну и заодно пользоваться гаджетами. Но не для того, чтобы делать четыре тысячи селфи в день.
Хотя иногда и селфи делать можно, чего нет-то.
— В серии «ЖЗЛ» у вас вышла ещё одна новинка — «Есенин. Обещаю встречу впереди». После революции в России появилась целая плеяда крестьянских поэтов. Но до XXI в. дожил только один — Есенин. Почему?
— Есенин, безусловно, самый известный поэт крестьянского направления. Тем не менее своё место в литературе есть и у Николая Клюева, и у Сергея Клычкова, издаются их книги, изучаются биографии. Что до Есенина, тут слишком многое совпало: дар, судьба, обаяние, которое и через 100 лет чувствуется... Красота, наконец.
Кроме прочего, Есенин был, конечно же, куда больше крестьянской ниши. Он и христианский поэт, и кабацкий, и советский. И много ещё какой. Слишком многое отзывается в нас, когда мы читаем Есенина.
— Вёл себя Есенин тогда, как многие звёзды шоу-биза сегодня: женщины, загулы, шикарные костюмы... Это в нём бродила крестьянская суть, «из грязи в князи»? Или талант, который он сам до конца ни осознать, ни выразить не мог, так его мучил?
— Талант — вещь трудная, зачастую неподъёмная. Ему было тяжело. Он чувствовал себя «божьей дудкой», и все его ставки были на поэзию, на удачу, на то, чтобы спеть так, как никто до него не умел. А женщины и загулы — «для того, чтобы ярче гореть».
Источник: https://aif.ru/culture/person/zahar_prilepin_ya_byl_chereschur_otkrovenen
Другие новости по теме:
Добавить комментарий